Сонник
Статьи журнала starfate » Приметы » Народные приметы на Апрель

Народные приметы на Апрель

Второй весенний месяц называется апрелем не случайно: по народным приметам, в апреле земля преет. «Март пивом, а апрель водою славится», - говорят в народе. В апреле снег тает уже неостановимо, как неостановим приход настоящей весны, с теплом, свежей зеленью. «Начало апреля в снегу, конец - в зелени», - говорят об этом месяце. Погодный календарь на Апрель:

Раньше на Руси этот месяц назывался «пролетником», так как по народным приметам предвещал скорый приход лета; у поляков он носил название «кветень»; чехи и словаки именовали апрель «дубень». В Древней Руси он был вторым месяцем; позже, до 1700 года, он считался восьмым, а после реформы Петра I стал четвертым по счету.

Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель. От снега до листа - таков апрель-водолей. Апрельские лучи будят землю. Вода на пользу, пригодится в майскую пору, когда с дождями заминка выходит. Народные приметы на Апрель:

Народные приметы на 1 - 10 Апреля

1 апреля

Дарья Грязные Проруби. Дарья Поплавиха-тают снега. «На Дарью проруби мутятся». С Дарьи холсты белят. «Стели кросна по заморозкам». Примечали: «Если вешняя вода на Дарью идет с шумом-травы хорошие бывают, а когда тихо - плохая трава вырастает».

1 апреля на Дарью-пролубницу обламываются берега у прорубей, лед подтаивает и становится некрепок. Заканчивается первый месяц весны - март, и наступает апрель. На Дарью холсты белят.

4 апреля

На Василия теплого солнце в кругах - по народным приметам урожай богатый будет.

7 апреля

Благовещенье. Весна зиму поборола. Третья встреча весны. Если ветер, иней и туман - к урожайному году. Если снег на крышах есть, так будет он еще через месяц в поле. Первые грибы вырастают на пригорке-к летним дождям, поселились в ложбинке-к суше. Если благовещенье холодное -жди сорок морозов по утрам. Выходят из нор барсуки и еноты, из трухлявых пней - ежи, из куч-лесные муравьи.

Приход настоящей весны связан прежде всего с радостным праздником Благовещения. По народным приметам , как Благовещенье проведешь, таким и весь год будет; цыган шубу продает; Благовещенье без ласточек - весна холодная; на Благовещенье девки косы не заплетают, под дымом не сидят (не готовят ничего в печи. - ).

День Благовещения, отмечаемый 7 апреля, сопровождался многочисленными суевериями, многие из которых возникли еще в языческие времена и позже были перенесены на христианский праздник. По народным приметам считается, например, что если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок раз «милый», весь год муж будет любить и холить.

Не случайно этот праздник называют днем семейной любви. В Благовещение не занимали в долг, чтобы не поставить хозяев в неловкое положение. По народным приметам считается,, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома, тратил на чужих семейный покой и мир.

Некоторые черты древних языческих богинь - Живы, Лады, Фреи, Девы-Зори, Гольды - слились с христианскими понятиями о Богоматери. Поэтому Дева Мария в народном сознании-как древняя Дева-Зоря-выводит на небо ясно солнышко, изгоняя с земли ночную тьму.

Благовещение-последний праздник, завершающий зиму и начинающий весну. К нему готовились, соблюдая особенные обычаи. Прежде всего, отмечали «двенадцать великих пятниц», упоминаемых и в языческом почитании богини Фреи. Эти «пятницы» стоят перед самыми большими праздниками, особо чтимыми в народе. «Первая великая пятница» приходится на первую неделю Великого поста. В эту пятницу «убил брат брата камением», поэтому тот, кто будет поститься, «охранит себя от напрасного убийства». Во «вторую великую пятницу воплотился сам Иисус Христос Святым духом в Мать Пресвятую Богородицу; кто проведет эту пятницу в посте и молитве, от внутренней скорби сохранен будет». Кроме того, «вторая великая пятница» охраняет от бедности, от плотской похоти и дьявольского искушения. Особенно чтится «Благовещенская Пятница» у раскольников. Она является в их воображении совершенно особым, одушевленным и обладающим чудотворной силой существом (святою Пятницею). На пятницу не положено работать, потому что «кто не чтит благовещенскую пятницу, у того всякое дело будет пятиться». В Благовещение принято не только не работать, но и с огнем не засиживаться: «Кто не чтит Благовещения, с огнем за работой сидит, -у того в это лето убьет молнией близкого человека». Благовещенскую просфиру хранили иногда целый год: по народным приметам считалось,, что ею можно лечить болезни.

В Благовещение не советовали слишком усердно расчесывать волосы: верили, что от этого будет лезть волос. «Птица в этот день гнезда не вьет, девица косу не плетет».

Красные круги вокруг солнца в этот день предвещают богатый урожай. Какая погода будет на Благовещение, такой же ждать и на Светлое Христово Воскресение.

Издавна есть на Руси обычай на Благовещение выпускать птиц из клеток. Дети выпускали птиц под особые песенки, например:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

Страстная, Пасхальная и Радоницкая недели

Предваряемая Вербным воскресеньем Страстная неделя-последняя неделя Великого поста - была отмечена соблюдением особых обрядов. С понедельника на Страстной - или, как говорили в народе, Страшной -неделе все начинали приводить в порядок себя и свой дом, готовясь ко встрече Пасхи. В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы-и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней. По народным приметам считалось,, что в эту полночь даже «ворон купает детей своих». Существовал даже обычай в полночь Страстного Четверга девушкам заходить по пояс в реку (если лед уже сошел) и, встав в тесный кружок, призывать весну. Если лед еще не тронулся, девушки умывались из проруби и катались «на восточную и западную стороны» по земле.

Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается». А чтобы молодые люди обращали внимание, девушки, умываясь, приговаривали: «Как светел и красен Чистый Четверг, так и раба (имя) для всех буду прекрасной. Аминь».

В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

В Великий Четверг советовали постригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь по народным приметам считалось, грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия.

Погодный календарь на Апрель. Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным

Воры-воробьи! Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите!

или мучающимся трудными родами: по народным приметам считалось,, что они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи. С ним были связаны и погодные приметы: если шел дождь, весна будет поздней и мокрой.

Страстная Пятница-день самого строгого поста-особенно почитался в народе. Он предварял Великую Субботу, когда принято было заклинать утренники (утренние морозы). Всю Страстную неделю, по языческой традиции, на высоких пригорках жгли костры в честь бога огня Перуна. Другой языческой традицией было ограждение полей от злого духа. Парни и девушки с зажженными лучинами в руках, а некоторые-с метлами, кнутами, начинали с дикими криками верхом на лошадях скакать по деревне из одного конца в другой: по народным приметам считалось,, что это должно отпугнуть злых духов.

Итак, наступал последний, седьмой день Страстной недели-Светлое Христово Воскресение. По обычаю, в этот день с утра зажигали перед церквами и по холмам костры, что также связано с языческой традицией празднования победы света над тьмой и весеннего тепла - над зимней стужей. В деревнях на Святую ночь перед Пасхальным воскресеньем жгут смоляные бочки, а уголья от них собирают и после кладут эти уголья под крышу: считается, что это ограждает дом от удара молнии.

Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали:

«Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь».

После пения в церквах: «Христос воскресе»,-принято было стрелять в воздух холостыми зарядами из ружей, что также символизировало победу над тьмой и смертью. Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки, то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

Если в доме кто-то находится при смерти, то в церкви в Пасхальное воскресенье нужно было постараться взять пасхальное яйцо из рук батюшки. Уходя из церкви, надо подойти к иконе Богородицы и позвать ее с собой: «Матушка Богородица, идем со мной ко мне домой. С нами ночевать, раба (имя больного) врачевать». Дома нужно было хотя бы часть принесенного яйца скормить больному. Тогда, по народному поверью, он в этот год не умрет.

Есть и другое, не менее интересное поверье: если на утренней службе в Пасхальное воскресенье встать в углу церкви, держа в левой руке серебряную монету, и на первое приветствие священника «Христос воскресе» вместо «Воистину воскресе» произнести: «Антмоз маго», - монета получит чудодейственную силу и не только возвратится к хозяину, но и принесет ему много денег.

Считается также, что на Светлое Христово Воскресение солнце, встающее поутру, начинает «играть»: сиять и переливаться особенно ярко. Поутру в солнечный день (по народным приметам считалось,, что на Пасху всегда хорошая погода) люди собирались на открытом месте специально, чтобы посмотреть на «солнечные заигрыши».

Даже смерть на Светлое Христово Воскресение считалась благословенной. Умершего на Пасху хоронили по старинному обычаю с крашеным яйцом в руке. По народным приметам считалось,, что умершие на Пасху или на Святой (послепасхальной) неделе попадали в рай вне зависимости от того, насколько праведной была их земная жизнь.

После Светлого Христова Воскресения начиналась Святая неделя, каждый день которой также отмечался особо. Так, например, уже со среды во многих местах начинали водить весенние хороводы, но в пасхальную субботу наступал разгар веселья: суббота на Святой неделе называлась «хороводницей». В некоторых областях в этот день, по обычаю, нужно было изгонять, или «провожать», русалок. В воскресенье на Святой неделе прощались с Пасхой. По древнему, обычаю, люди собирали все, что осталось от праздничного угощения (обычно оставались только кости), и несли на поле, где и зарывали. По народному поверью, это должно было охранять урожай от града.

Один из немногих старинных обычаев, строго соблюдающихся и по сей день,-крашение яиц. Без крашеных - «красных» яиц никто не встречает этот светлый весенний праздник. Считается, что первое яйцо, полученное в Пасхальное воскресенье, не должно портиться, если оба похристосовавшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Многие хранят это первое крашеное яичко в течение целого года - до следующей Пасхи.

После Святой послепасхальной недели, заканчивавшейся Фоминым воскресеньем, начиналась Радоницкая, или Фомина, неделя. Этой недели, а особенно Фомина воскресенья, называвшегося Красной Горкой, с особенным нетерпением ждали молодые девушки. Эти дни всегда считались свадебными, сговоры и сватовство старались приурочить к последней неделе апреля, чтобы успеть до наступления мая, когда играть свадьбы по народным приметам считалось, плохой приметой.

В первый день Фоминой недели-понедельник, называвшийся Радуницей, на пригорках везде горели костры, зажженные еще накануне: все отмечали день поминовения умерших. На этих пригорках устраивали угощения в честь усопших родителей. По народным приметам считалось,, что в ночь на Радуницу можно увидеть сон от родителей или умерших членов семьи, пророческий сон. Чтобы вызвать его, приходили на кладбище и, кланяясь, говорили: «Радуница, Фомина неделя, день всех усопших Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Во вторник - Навий день (день покойников) -принято было ходить на кладбище и отстаивать панихиды. В Белоруссии существует обычай обедать на Радуницу на могилах и приглашать покойников к трапезе. Но при этом строго соблюдался обычай, чтобы угощения были «нечетные и сухие». В течение всей Фоминой недели хозяйки на ночь оставляют на столе еду-для умерших родителей. На Украине эти дни называются «могилками», «гребками» и «проводами».

А уже в среду принято было заключать браки, сговоренные на Красную Горку, и свадьбы праздновались до конца Фоминой недели. Те молодые люди и девушки, которые еще не нашли себе пару, собирались на смотрины. В эти дни принято было устраивать прогулки-смотрины женихов и невест. В некоторых местах даже существовал обычай, позволяющий парням обливать водой понравившихся им девушек. Если парень обливал девушку водой, он, по обычаю, должен был за нее свататься. Пренебрегший этим обычаем считался похитителем девичьей чести.

Пасхальные, радуницкие праздники совпадали и с днями, традиционно отмечавшимися в церковном календаре.

8 апреля

На Архангела Гавриила оглобли из саней выворачивают.

9 апреля

Матрены Наставницы. Сходит последний снежный наст. На Матрену-наставницу - щука хвостом лед разбивает, на Иоанна Лествичника домовой бесится. Торопились свести во двор остатки сена и соломы, находившиеся с летней поры в стогах.

Прилет пигалиц - настовниц (так называют чибисов в Костромской губернии). Чибис прилетел- на хвосте воду принес. Чибис кричит с вечера-к ясной погоде. Прилет овсянок.

«Овсянка запела: «Покинь сани, возьми воз»». Под порогом брод - на улице переправа. «Щука хвостом лед разбивает». «Матрены полурепницы». Отбирают половину репы для высадки на семена.

Народные приметы на 11- 20 апреля

12 апреля

Средний срок начала тяги вальдшнепов. Если тяга вдруг прекращается-жди скорого похолодания или снега.

14 апреля

Мария Египетская. Марья Зажги Снега. Лед ломается хрястко - ходить опасно. Если лед сходит вдруг - год будет легкий, хороший. Лед на реке изникнет или на берегу останется - год будет тяжелым. «На Марию Египетскую снег и за колодой (и под кустом) растаял».

Мария - зажги снег, заиграй овраги; на Марию - щи пустые (запасы квашеной, капусты к этому времени, как правило, заканчиваются. - Н.Л).

На 14 апреля приходился день святой Марии Египетской, который назывался в народе «Марья-зажги-снега». Когда-то этим днем начинался апрель (по старому стилю Марья Египетская приходилась на 1 апреля). И с тех пор сохранился обычай на «Марью» подшучивать друг над другом, разыгрывать и устраивать всяческие проказы. «Первого апреля не солгать-когда же время после этого выберешь!» - говорили в народе об этом дне. Традиция шуток и розыгрышей сохранилась и по сей день. Кроме того, существовала и такая примета: если с «Марьи» на Поликарпов день разольется полая вода, надо ждать больших трав и раннего покоса по весне.

15 апреля

Тит Ледолом. Поликарп. Воду в реке весна разливает. «Загуляла река-матушка». «Если с Марьи на Поликарпов день разольется полая вода, то надо ждать больших трав и раннего покоса». Начинается интенсивное токование глухарей.

16 апреля

Никита Водопол. Разливаются реки. Водяной просыпается от спячки. Рыбаки на Оке замечают: «Если лед не пойдет в этот день, то рыбный лов будет плохой».

16 апреля вспоминают Никиту-исповедника. В этот день, особенно почитаемый рыбаками, существовал обычай задабривания водяного. Рыбаки должны были готовить угощение для дедушки-водяного. По народным приметам считалось,, что водяной всю зиму спокойно спит на дне реки, а к весне поднимается на поверхность и начинает мучить рыбу. Поэтому рыбаки в Страстную неделю специально готовили ему подарок - спускали в прорубь лошадь, предварительно перевязав ей ноги. По народным приметам считалось, плохой приметой, если лошадь долго не тонула (значит, водяной не желал принимать подарок). Если же водяного не угостить, он начинает душить рыбу в реке, мстя людям за неуважение к нему.

17 апреля

На Никиту водяной просыпается, а рыбакам его угощать.

18 апреля

Федунов день. Федора Ветреница. Апрель губы надул - тепляк подул. Сверчки просыпаются. Ппришел Федул - теплом подул; Федул - губы надул (к ненастной дождливой погоде. - НЛ); на Федула сверчки просыпаются.

18 апреля-на день памяти мученика Феодула, по народной примете, «теплый ветер подул!». До «Федула» хозяйки не решаются открывать законопаченные на зиму окна: «Раньше Федул а окна настежь - весеннему теплу дорогу застишь!»

19 апреля

В день памяти преподобного Евтихия и мученика Иеремии-тихая погода предвещает хороший урожай яровых: «На Евтихия день тихий-к урожаю ранних, яровых».

20 апреля

«На Акулину (20 апреля) дождь- хороша будет калина».

Народные приметы на 21 - 30 Апреля

21 апреля

Родион и Руфь. Родион Выверни Оглобли. Первый выезд в поле. Если встреча красна солнца с месяцем добрая-ясный день и хорошее лето, а если худая - ненастье и плохое лето. На Родиона-ледолома - солнце с месяцем встречаются.

На Родионов день, по народной примете, встречается солнце красное с ясным месяцем. Если светел Родионов день- добрая встреча, если пасмурен и туманен - плохая, неудачная. В первом случае это предвещает хорошее лето, во втором-дождливое, сырое, пасмурное.

23 апреля

Память мученика Терентия. В этот день следят за восходом солнца, по которому определяют, уродится ли в этом году хлеб (если солнце взойдет красное и в туманной дымке-год будет хлебородным).

24 апреля

День памяти священномученика Антипы, за которым ожидается вскрытие рек и разлив полой воды (поэтому этот день называется «Антипами-водополами»). «Антип без воды - закрома без зерна», - говорили об этом дне.

«Антип воды распустил». По антиповой воде о хлебушке гадай. Если воды не вскрылись, то весна поздняя и лето плохим простоит. «Антип без воды-закрома без зерна». Антип-половод воду распускает; река не вскроется - лето плохим будет.

25 апреля

Василий Парийский. Землю парит. «Антип воду льет на поймы, Василий пару поддает». «На Василия и земля запарится, как старуха в бане». На Василия Парийского медведь просыпается и из берлоги выходит.

Охотники утверждают, что это последний день, когда медведь выходит из берлоги, в которой проспал всю зиму. Позже этого дня он не лежит в берлоге. О зайцах говорят: «Заяц, заяц, выскочи из куста». Зайцы бегают днем. «Заяц-сед, навидался бед».

26 апреля

Шмели зашумели.

27 апреля

Мартын Лисогон. По народным приметам охотников, это день переселения лисиц со старых в новые норы. Считается, что первые три дня и три ночи своего новоселья бывают они и слепы, и глухи.

На Мартына-лисогона лиса из старой норы в новую перебирается; ворон детей купает и в раздел отпускает.«Лисицы роются меж пней, бегут на людей». «На Мартына курячья слепота на лисиц нападает». В этот день замечают, что ворон купает своих детей и отпускает их на отдельное семейное житье.

Кроме того, Мартынов день называют «вороньим праздником». В этот день, по народным примета, старый ворон отпускает своих годовалых воронят на новое гнездо - в самостоятельную жизнь.

К ворону в народе отношение было особое. Ворон - птица вещая, и не только вещая, но и зловещая. Живет ворон до трехсот лет и считается олицетворением недоброй колдовской силы. Не случайно существовало поверье, что ведьмы любят обращаться в ворон. «Старый ворон мимо не каркнет»,-говорят о нем в народе. Замечается, что на церкви ворон каркает к покойнику, на избе-к покойнику во дворе. Сродни ворону и обыкновенная ворона, но, как о ней говорят, «это птица не того полета». «Ворон каркает к несчастью, ворона - к ненастью!» - говорят на Руси. Знахари предсказывают по вороньему крику не только погоду, но даже человеческую судьбу.

28 апреля

День памяти святого апостола Пуда - 28 апреля - раньше приходился на середину месяца и, по пословице, «рассекал его пополам». В этот день особенные заботы у пчеловодов: принято было выставлять ульи из зимних помещений на воздух. «На Святого Пуда доставай пчел из-под спуда». Выставляют пчел из омшаников для облета.

29 апреля

Ирина (Арина). «Ирина - урви берега, разрой берега». «Не устоять берегу против Ирининой воды». «Ирина-заиграй овражки». Примечали: «Если овражки заиграют и опять замерзнут - жди помехи на урожай». Ольха цветом обвисает. Ирина-рассадница: сей капусту на рассадниках.

В Московской и Ярославской областях существовал обычай высевать в этот день в специальные ящики капустную рассаду. В Сибири на апрельский Иринин день ожидают полного вскрытия Иртыша.

30 апреля

Зосим Соловецкий, Зосима Пчельник. Заступник пчеловодов. К этому дню, как и ко дню св. Пуда, приурочивается выставка пчел: «На Зосиму Пчельника расставляй улья на пчельнике». Судили о будущем урожае гречихи: «Мало убыли в пчелах (по выставке омшаника)-к урожаю гречихи, и наоборот, много убыли - греча не родится».