Сонник
Статьи журнала starfate » Приметы » Народные приметы на Июнь

Народные приметы на Июнь

В России первый летний месяц именуется по народным приметам «розанцветом», поляки называют его-«червец», чехи и словаки-«червень», хорваты-«иван-чак» и «клисень». Это - месяц молодой, зеленой травы и первых урожаев: в конце мая - начале июня появляются на рынках первые овощи и зелень нового сезона, а хозяйки готовят суп из молодой крапивы. И с этим месяцем в народе связано множество народных примет и обычаев.

Июнь растит урожай на весь год, но сам по себе это месяц голодный - еще мало что поспело. Называют так месяц этот за цветы, краски и яркие зори. В народе зовут хлеборостом. Июнь - скопидом, урожай копит на целый год. Народные приметы на Июнь:

Народные приметы на 1 - 10 Июня

2 июня

Фал алей Огуречник. На Леонтия и Фал алея сажай огурцы. Множество шишек на елях-к урожаю огурцов. По народным приметам, нужно было высевать огурцы. Делалось это тайно: от любопытных нужно было скрывать и огуречную гряду, и первый выросший на ней огурец. Этот огурец срывают и закапывают где-нибудь на огороде, чтобы урожай огурцов был хорошим.

3 июня

Олёна (Елена) Леносейка. Закончат сев хлебов-сеют лен и коноплю. Хорошо рябина цветет-к урожаю льна. Если на Олёну ненастье, то и осень будет ненастной.

4 июня

День мученика Василиска-соловьиный день. Не сеяли, не пахали - этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились.

7 июня

Иванов день. С Иванова дня пошли медвяные (вредные) росы. Травы и коренья (лечебные) кладут под Иванову росу.

8 июня

Опытные рыболовы старались не пропустить 8 июня: «на Карпа» хорошо ловится тезка этого святого-рыба карп.

9 июня

На Ферапонта нблюдали за рябиной: хорошим признаком для будущего урожая по народным приметам считалось, если рябина цветет пышно и дружно.

9 июня был отмечен и другой приметой: в этот день нельзя было подметать пол в доме- по народным приметам считалось, будто таким образом «выносится сор из избы», что приведет к ссорам в семье.

10 июня

Если 10 июня (Святого Евтихия) - день был погожий и тихий, это предвещало хороший урожай.

Народные приметы на 11 - 20 Июня

11 июня

Феодосия Колосяница. Колос цветет, наливается, на Феодосию-колосяницу - хлеба колосятся.

14 июня. У стан и Харитон. Красное утро на У стана-красный налив ржи. Пасмурное утро на Устина - к урожаю яровых. Устин тянет вверх коноплю, а Харитон-лен.

12 июня

На Исакия змеи свадьбы справляют; на Исакия бобы сажают. Исакиев день считался особенно опасным. По народным приметам, в этот день змеи выползали из своих зимних нор.

Если в этот день змея укусит человека, вылечить его будет очень трудно, поэтому по лесу и лугу советовали ходить очень осторожно. В этот день высаживали бобы, вымоченные предварительно в воде, натаянной из мартовского снега.

14 июня

Красно утро на Устина - и рожь красно открасуется. На Устина (14 июня) и Митрофана (17 июня) советуют следить за погодой и примечать, откуда ветер дует. Если ветер с северо-запада - погода ухудшится («к дождю-ненастью»), ветер с востока-к поветрию, то есть к болезням. Существовал даже обычай заклинать ветер, который в это время особенно влиял на рост хлебов.

16 июня

Лука Ветреник. На Лукьяна, в канун Митрофана (17 июня), не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует. Ветер юговой-урожай яровой, северо-западный -к сырому лету, восточный-к болезням (пригонит заразные болезни).

Ветер с восхода - к поветрию. В вечер под Митрофана «окликают» ветер и просят его пролить дожди благодатные, своевременные: «Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку».

18 июня

Дорофей. На Дорофея примечают направление ветров, такими же приметами, как в вечер под Митрофана.

19 июня

Илларион. С этого дня обыкновенно начинается прополка льна, проса и хлебов. Говорят: «Пришел Илларион-дурную траву из поля вон».

Народные приметы на 21 - 31 Июня

20 июня

Федот. Святой Федот тепло дает - в рожь золото ведет. Святой Федот на дождь поведет-к тощему наливу (колоса). На святого Федота - ненастная погода предвещала плохой урожай ржи.

21 июня

Федор Летний, Федор Стратилат, Федор Колодезник. «На Федора Стратилата колодцы рой». «Стратилат грозами богат». На Федора трота - плохо сено убирать.

Пора наступления летних гроз. «Федор Стратилат угрозами богат: гром поутру - не к добру: мужик с сеном не уберется, сено погноит». «Стратилатовы росы - вещие: большие росы к хорошим льнам да большой конопле». «Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший».

День святого Федора Стратилата по народным приметам считался днем гроз. Но этот день был знаменит и еще одним обычаем. По народным приметам считалось, что 21 июня можно начинать рыть колодцы.

Накануне на то место, где наутро собирались копать, опытные колодезники ставили «наговоренную» особым образом сковороду и оставляли ее до утра. Если утром сковорода запотевала - значит, место хорошее, вода будет. Если росы на сковороде мало-мало будет и воды в колодце, и тем более не будет воды, если сковорода сухая.

22 июня

Кирилл: конец весны, начало лету. Самый длинный день, самая короткая ночь. «С Кириллина дня - что солнышко дает, то у мужика в амбаре». На Кирилла - лето начинается.

25 июня

Петр Афонский, Петр Поворот. С Петра Афонского солнце на зиму, а лето на жары. «Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль». Высаживают последнюю капусту и огурцы. С Петра Афонского солнце - на зиму, а лето - на жару. 25 июня - на Петра - капустника - высаживали последнюю капустную рассаду.

26 июня

Акулина Гречишница. «Гречиху сей либо за неделю до Акулины, либо неделю спустя».

Акулина-вздери хвосты; скотина от оводов бесится. По народным приметам считалось, что сеять гречиху нужно, в зависимости от погоды, за неделю до Акулины или на неделе после этого дня.

С этого времени появляется громадное количество слепней, оводов, от которых скот сильно страдает и иногда бегает как шальной, высоко задрав хвост, отмахиваясь им от осаждающих его надоедливых и кровожадных насекомых. «Акулина - вздерни хвосты»: с Акулины и до половины июля скот от жары и оводов бесится.

p>29 июня

День Тихона. Солнце идет тише. Смолкает птичья звонница. Конец поздних яровых посевов. На Тихона певчие птицы затихают, соловей - до Петрова дня.

Но особенно звонко, по народной примете, соловьи, поют на Вознесение. Этот праздник наступает спустя 40 дней после Пасхи. Ночь на Вознесение так и называют в народе-«соловьиной».

Считается, что в это время нельзя ловить соловьев, иначе весь год до следующего Вознесения удачи и счастья не будет. На Вознесение цветы пахнут как-то особенно сильно, а утренняя обильная роса считается целебной. В этот день нужно выпекать лесенки из ржаной муки и ходить в гости, приносить испеченные лесенки в подарок хозяевам.

А через неделю - на «седьмицкую» (седьмую неделю после Пасхи) - праздновали Троицын день, который назывался в народе Зелеными Святками.

Троицына неделя называлась также «русальной», «зеленой», что связано с многочисленными языческими обрядами, праздновавшимися в эти дни.

Девушки на Троицу «завивали» - связывали ветви-березу и проходили под ней с песнями и поцелуями. Этот обычай назывался «кумиться» -то есть целоваться под березовыми ветвями. Этот праздник считался девичьим: принято было собирать деньги и вместе покупать еду и сладости.

В Троицын день девушки плели венки и бросали в воду, пытаясь определить свою судьбу, -не случайно этот день зовется Зелеными Святками. Чей венок поплывет быстрее всех, та девушка первой выйдет замуж.

Плохой приметой по народным приметам считалось, если венок остановится, зацепившись за водные растения, или вовсе утонет. А молодые люди подтверждали приметы и ловили венки понравившихся им девушек.

Чтобы вернуть венок себе, нужно было поцеловать юношу. Девушки хранили венки до самой свадьбы, а женщинам полагалось немедленно после праздника расплести свой венок. До сих пор существует обычай на Троицу украшать дом ветками берез и цветами.

По народным приметам считалось, что духи рек и озер - русалки -в этот день выходят из воды. По народному поверью, русалки-это души младенцев, родившихся мертвыми или умершими некрещеными.

Они с Зеленых Святок до Петрова дня живут в лесу, ауканьем и смехом заманивают к себе людей и могут защекотать до смерти. На «русальной» неделе не купаются, опасаясь, что русалка затянет на глубину или в омут. Уберечь от русалок может только полынь или трава «заря».

Но есть в народном календаре день, когда ни русалки, ни лешие, ни водяные не могут навредить человеку. Вся нечистая сила, по народному поверью, боится Духова дня, который празднуется в понедельник, следующий за праздником Троицы.

Считается, что с этого дня окончательно устанавливается теплая погода и утренних заморозков уже не будет.

Цветы и березовые ветви, которыми украшали свой дом празднующие Троицу, теперь собирают и высушивают. По народным приметам считалось, они обладают целебными свойствами, и старушки знахарки перетирали их в порошок и хранили за иконами.

Если кто-нибудь из домашних заболевал", его окуривали травяным порошком, тем самым изгоняя злого духа, а некоторые знахарки советовали подсыпать щепотку порошка в корм домашним животным, чтобы уберечь их от болезней.

Не случайно цветы и травы, собранные и засушенные в Духов день, считались обладающими особенными свойствами: в этот праздник, по народному поверью, светлые силы одерживали верх над злыми духами, оказавшимися в пределах досягаемости. Поэтому те спешили спрятаться, чтобы не быть уничтоженными небесным огнем.

На Духов день, выходя из церкви, нужно было раздать нищим всю мелочь, оказавшуюся в кармане. По народным приметам считалось, что таким образом человек охранит себя от болезней.

По народным приметам, перед восходом солнца на Духов день земля могла поведать многие древние секреты, поэтому люди ходили на поиски кладов. Если человек имел честные намерения, не был злым и алчным, земля открывала ему свои тайны: он мог отыскать клад, припав ухом к земле и услышав «зов» спрятанных сокровищ.

В этот день принято было «завивать березки»: плести венки и гадать на будущее замужество, пуская венки по течению реки.

Во многих селах на Вознесение, Троицу и Духов день устраивались хороводы, участие в которых принимали все девушки и женщины. Хоровод считался обрядовым танцем и устраивался по определенным правилам.

Водили хороводы всегда по ходу солнца. Обычно юноши и мужчины в круг не допускались (кроме специальных игр, когда участие молодых людей было предусмотрено правилами). Девушки и женщины, водившие хоровод, пели и хороводные песни.

Принято было также собираться и петь свадебные песни: кончился тяжелый май, наступил июнь, который называли месяцем смотрин и свадебных сговоров. На Вознесение сговаривались о свадьбах, которые назначались обычно на осенний мясоед.

Языческие праздники начала лета, которые существовали не только на Руси, но и в Греции, и у племен древних германцев, устраивались специально для того, чтобы парни и девушки могли присмотреться друг к другу и выбрать себе пару.

Неделя Всех Святых (Всесвятская), праздновавшаяся после Троицы, совпадала с языческими праздниками Костромы и Ярилы.

Древнеславянский бог Ярило был подобен греческому Эроту, но ему были присущи еще и черты древнегреческого бога виноделия Вакха и лесного божества Пана, а также Ареса (и Фрейра в древнегерманской мифологии).

Обычно он представлялся в виде молодца «красоты неописанной» в венке на русых кудрях, который обладал невероятной, чудодейственной мощью и страстностью. Его взгляд заставлял человека захмелеть без вина и почувствовать прилив силы.

На Ярилу цветы расцветали особенно пышно, рожь колосилась обильно (не случайно Ярилу изображают с ржаными колосьями в руках). Он считался богом плодородия, жизненной силы. Со среды до пятницы на Всесвятской неделе, по древним языческим традициям, устраивались игрища, которые длились весь день и всю ночь.

Люди плясали и веселились, юноши и девушки стегали друг друга крапивой, играли «в горелки». Игра эта, по-видимому, связывалась с древней традицией «умыкания» невест и состояла в том, чтобы поймать понравившуюся девушку и встать с ней в пару, пока другие не опередили.

На Ярилиной неделе особенно удаются все любовные заговоры и «присухи». Приведем несколько заговоров, которыми, впрочем, советуем не злоупотреблять.

Зачастую праздники отмечали на кладбищах или просто ходили на могилы, навещали умерших родных. Некоторые в эти дни угощали не только покойников, которым оставляли на могилах еду, но и домовых: уходя, накрывали стол для «дедушки домового».

Хорошей приметой считалось вернуться домой и обнаружить, что все съедено и выпито. А в некоторых областях люди сами наряжались в «нечистую силу»: накануне Петрова поста девушки ходили ночью по улице в рубашках, с распущенными волосами, изображая русалок.

30 июня

Мануил. «На Мануила солнце застаивается (медлит в зените)». Эту народную примету подтверждают данные астрономов: действительно, к этому времени земля сбавляет скорость движения вокруг Солнца. «Все пошло в рост». «Если в июне частые зарницы-будет хороший урожай».