Сонник
Статьи журнала starfate » Приметы » Древние символы | Жизнь и Смерть

Древние символы | Жизнь и Смерть

Посмотрим в этой теме, каково значение древних символов Жизни и Смерти. Пограничные состояния между бытием и небытием называются рождением и смертью, поэтому символика обрядов пограничных состояний очень похожа.

Обряды эти всегда преследовали очень конкретные цели: пережить эти состояния освобождения. В одних культурах правильным поведением считалось предельное переживание горя по ушедшему человеку.

В других - был запрет на показ горя, так как считалось, что душа освобождается от тяготевшей ее оболочки и человек переходит в жизнь вечную, где он встретится либо с Богом, либо со своими предками. Рождение ребенка также ожидали со страхом и надеждой: он мог стать подарком или наказанием богов.

Древние символы Жизни и Смерти: Гроб и Колыбель

Гроб как древний символ - место, где лежат умирающие боги и спасители. Символизирует возвращение в мистическое чрево второго рождения, воскресение, спасение и искупление. Колыбель и гроб как древние символы идентичны по своим символическим функциям. Они скрывают человека от посторонних глаз.

Для ребенка делали колыбель только после его рождения. Заранее готовить «корабль жизни» остерегались. На колыбелях в Древней Руси изображали солнце в его подземном, ночном пути.

Покойного укладывали в гроб после обмывания и переодевания, и тогда разрешалось посторонним приходить для «последнего прощания». После панихиды гроб заколачивали. С одной стороны, чтобы покойному не мешали, но главное - чтобы покойный не беспокоил живых, чтобы он ушел с миром.

Древние символы Жизни и Смерти: Одежда

Младенца пеленают в пеленки. Раньше пеленали в женский пояс - широкую ленту, которой женщина оборачивала свои талию и бедра. Этот пояс для женщины был оберегом ее детородных органов, а для ребенка - оберегом, вмещавшим силы матери.

Покойников - для рождения в жизнь иную - также принято обмывать и одевать в новые одежды. Особую роль выполняли плакальщицы. Они должны «уговорить» умершего, что он совершенно необходим живым, своим плачем они «привязывали» дух умершего, чтобы он помогал семье и после того, как перейдет в ранг предков.

Древние символы Жизни и Смерти: Обряды при рождении и смерти

Умирающего человека по христианскому обычаю изолировали в огороженное помещение. По христианским представлениям, болезнь может быть послана человеку в наказание или в назидание, а поэтому правильное покаяние (признание своих грехов и отречение от них с предельным желанием действительно отречься) могло привести либо к чудесному исцелению от болезни, либо к праведной смерти, сулящей небесное блаженство.

Обряд, предназначенный для людей, находящихся в тяжелой болезни или готовящихся к смерти, называется соборование. Священнослужитель читает положенные молитвы и семь раз помазывает елеем «места силы» человеческого тела: лоб, шею, руки и ноги.

Таким образом накладывается символический оберег, защищающий эти части тела от злых, враждебных влияний. После соборования обязательно причащаются. Это обряд принятия освященной пищи, ставший символическим «Телом и Кровью Христовыми».

Изолируют перед родами и роженицу. У многих народов с племенным строем она уходит в отдельное место, которое затем тщательно очищается, а иногда-сжигается. У нас принято отвозить женщин в родильные дома, что тоже является изоляцией на время перехода.

Если роды происходят в домашних условиях, женщине выделяют отдельную комнату, которую тщательно убирают как до родов, так и после них.

Во многих культурах исполнение обрядов при рождении и смерти - привилегия исключительно женская. Роли повитухи и плакальщицы могли исполняться исключительно старыми женщинами. Требования, предъявляемые к ним, были достаточно жесткими как в практическом, так и в символическом плане.

Повитухой могла стать только замужняя женщина, родившая и поднявшая на ноги не менее троих детей. Плакальщицами были женщины, вышедшие из детородного возраста. И в том, и в другом случае женское начало воспринималось как олицетворение земли, силы порождающей и хтонической.

Древние символы Жизни и Смерти: Годовщины

Первые дни и рождения, и смерти как древний символ изобилуют обрядами, основное значение которых заключается в том, чтобы либо правильно принять в свое общество нового члена (новорожденного), либо правильно оградиться от убывшего члена (умершего). Ребенка принимают на руки, обмывают, подносят к груди (потчуют новой, земной едой).

Рождение контролирует повитуха. На время родов все узлы в доме стараются развязывать. Расплетались косы роженицы. Если роды были трудными, повитуха несколько раз проводила женщину через порог.

Третий, девятый, сороковой дни и год. До третьего дня по умершему читали молитвы, а также старались предать его тело земле. До третьего дня должна была восстановить силы роженица.

Год со дня рождения ребенка и год со дня смерти - как древний символ особо важное время для символически правильного преодоления перехода.

Особыми обрядами отмечают девятый и сороковой день, а также год со дня смерти. Это обряды -поминки. На девятый день происходит символическое прощание с астралом, а на сороковой-с ментальным телом умершего.

В иудаизме на сороковой день ребенка посвящали Богу, внося в храм, в алтарь, и принося жертву (ягненка или голубя-символы живой души). Для усопшего особую молитву читают сорок дней, в это время душа проходит небесные мытарства.

В год ребенку состригают «новорожденные» волосы, и он, таким образом, окончательно переходит в мир живых людей. Точно так же ровно через год отмечают последние поминки усопшему.