starfate.ru

Звукотерапия по аюрведе: лечение звуком

В аюрведе описано влияние звуков на человека и их лечебный эффект, благодаря которому есть основания применять звукотерапию. Звуки влияют на наше тело, поведение и настроение. Специалисты по «сенсорной инженерии» даже сумели сделать звук элементом дизайна наряду с пространством, светом и цветом. Можно ли улучшить свое здоровье с помощью звуков?

Звукотерапия: как звук влияет на тело?

Чтобы понять, каким образом влияет энергия звуковой волны на тело в целом, очень важно составить представление о том, что такое резонанс. Резонанс - это резкое усиление колебаний, происходящее в момент, когда среда получает дополнительный внешний звуковой стимул, частота которого равна или почти равна частоте уже присутствующего в этой среде колебания.

Иными словами, при взаимодействии двумя одинаковыми частотами звук резко усиливается. Принцип резонанса - хорошая иллюстрация к одному из основополагающих принципов аюрведы, гласящему, что подобное усиливает подобное.

При резонансе интенсивность (амплитуда) звуковых волн значительно возрастает. Практическое применение этот принцип находит в радиоприёмниках и многих музыкальных инструментах, например, в акустических гитарах и скрипках, где посредством резонанса либо производится звук, либо усиливается громкость.

Если внешний звуковой стимул слишком интенсивен, резонанс может разрушить колеблющуюся среду - именно поэтому от громких звуков иногда лопаются стёкла.

Влияние звука на физическом уровне

Резонанс - один из путей, которыми звук воздействует на кожу и тело в целом.

Эшли Монтегю в книге «Прикосновение» рассказывает об экспериментах, в ходе которых тельца Пачини (сенсорные рецепторы в глубоких слоях кожи) при определенной акустической стимуляции выказали «чёткие резонансные свойства».

Тельца Пачини располагаются вокруг мышц, суставов, связок и сухожилий - в тех же местах, что и многие мармы, тонкие энергетические центры тела, посвященной лечебному массажу.

С точки зрения аюрведы, нет ничего неожиданного, что эти центры, связанные между собой сетью тонких энергетических каналов, оказались особо чувствительными к звуковым стимулам.

Другие исследования показали, что кожа сама по себе чрезвычайно чувствительна к звуковым колебаниям. Участники одного опыта, кожа которых подвергалась воздействию звуковых волн различной интенсивности, с большой точностью определяли зону ощущений.

В эксперименте на глухих людях учёные установили, что воздействие звуков низкой частоты снижает чувствительность кожи к тактильным стимулам, а воздействие звуков высокой частоты - напротив, повышает.

Известно также, что воздействие очень интенсивных звуков низкой частоты и инфразвуков быстро вызывает неприятные состояния - головокружение, тошноту и т.п. Эти эффекты настолько сильны, что военные даже рассматривают перспективу использования звуковых волн в качестве оружия.

Влияние звука на сенсорном уровне

Проводились дорогостоящие эксперименты с целью установить, какие звуки побуждают людей покупать и снижают вероятность краж в торговых центрах, а какие - повышают производительность труда и снижают утомляемость на рабочих местах.

Не подлежит сомнению, что мы воспринимаем звук и реагируем на него всем телом, а не только барабанными перепонками. Более того, наше состояние меняется в зависимости от типа звуков, которые мы слышим.

Аюрведическая звукотерапия исходит из предпосылки, что определённые звуки вступают в резонанс с определёнными конституциональными типами, способствуя установлению равновесия и хорошего самочувствия.

Вопрос, однако, в том, какие именно звуки подходят людям той или иной конституции. И чтобы ответить на него, мы обратимся к аюрведической теории звука.

Что такое звукотерапия в аюрведе

Представьте себе скрип ногтя по грифельной доске, стук отбойного молотка по бетону, шелест летнего ветра в ветвях деревьев, тихий плеск волн, накатывающих на песчаный пляж... Некоторые звуки оказывают на ум и тело настолько характерное действие, что одна только мысль о них вызывает вполне предсказуемую реакцию.

В аюрведе эффект определённых звуков используется для восстановления психофизиологического равновесия. Этой цели служат музыка и мантры (звуки с особыми вибрационными свойствами, применяемые при медитации).

Как и во всех других областях аюрведы, выбор гармонизирующих звуков, будь то музыка или мантры, определяется темпераментом и конституциональным типом человека.

Мысленно распределив пять элементов в порядке их относительной плотности - от пустоты Пространства до твёрдости Земли, - вы начнёте понимать, почему обладатели различных конституций реагируют на различные типы звуков по-разному.

Влияние звука на психофизиологию

Звук воспринимается не только на слух, но и на ощупь, в чём нетрудно убедиться, поднеся камертон к твёрдой поверхности и приложив к ней ухо. Даже глухие люди могут «слушать» музыку - чувствовать её вибрации.

Моей клиентке Карен довелось узнать на опыте, на что способен звук. Однажды она пошла с другом на спектакль под названием «Стомп». Стомп - это джазовый танец с громкими притопами, с грохотом и шумом.

Танцоры гремят мусорными баками и метлами, топают ногами в тяжёлых башмаках и хлопают в ладоши. Ни слов, ни музыки нет - только разнообразные шумы и ритмы этих, так сказать, ударных инструментов. Как только представление началось, у Карен разболелась голова.

Чтобы облегчить боль, она зажала уши руками. Но хотя звук частично заглушился, ритм стал отзываться мощными ударами в солнечном сплетении. К концу спектакля боль только усилилась, а после Карен ещё долго чувствовала напряжение и возбуждение. Но её друг был в полном восторге.

Аюрведа без труда объясняет эти противоположные реакции на одни и те же звуки. Карен, которая обратилась ко мне по поводу чрезмерной сухости кожи, - типичная представительница Вата-типа с дисбалансом Ваты, то есть с переизбытком воздуха и пространства.

Монотонные громкие звуки с частой сменой ритма вредны для её хрупкой, уязвимой комплекции и нервной, неустойчивой психики. Напротив, её друг - плотно сложённый земной тип, добродушный и ленивый. Интенсивные ритмичные звуки не только не раздражают такую классическую Капха-конституцию, но, наоборот, вселяют в неё бодрость и энергию.

Что же такое звук и как он лечит

Что это за сила, способная производить на ум и тело столь ощутимое и столь многообразное действие? Мы ответим на этот вопрос сначала с объективной точки зрения современной физики, а затем - с субъективных позиций аюрведы.

В аюрведе выделяется два вида звука: порождённый, который возникает при колебательном движении какого-либо объекта и, следовательно, может быть исследован средствами современной науки, и непорождённый - «беззвучный» первозданный звук, воспринимаемый только субъективно на уровне чистого сознания.

Разновидность звукотерапии, применяющая музыку, работает с порождённым звуком - вибрациями, доступными нашему слуховому аппарату.

Мантры имеют доступный слуху компонент, однако основная функция их иная. Они облегчают путь к безмолвию чистого сознания во время медитации, и могущество их состоит именно в не порождённом компоненте - заключённом в них первозданном звуке.

Как звуки могут лечить

С точки зрения современной физики, звук - это кинетическая энергия, то есть энергия движения. Он образуется тогда, когда волна энергии, распространяющаяся в воздухе или в любой упругой среде, приводит в движение частицы самой этой среды.

Частицы при этом движутся в том же направлении, что и звуковая волна. Распространяясь в воздухе, звук приводит в колебательное движение молекулы, в результате чего расстояния между некоторыми молекулами уменьшаются, а между другими - увеличиваются, то есть местами воздух становится более плотным, а местами - более разрежённым.

Эти процессы сжатия и разрежения, создающие перепаддавления, в свою очередь, порождают звуковую волну. От частоты звуковой волны, то есть от количества циклов сжатия-расширения в секунду, зависит высота тона.

Высокая частота (высокая скорость колебаний) порождает высокий тон - как, например, визг тормозов. Низкая частота (низкая скорость колебаний) порождает низкий тон - как, например, отдалённый раскат грома.

Как устроены слух и зрение

Человек слышит звук, когда перепады давления звуковой волны приводят в колебание барабанные перепонки. Но диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом - приблизительно от двадцати до двадцати тысяч циклов в секунду.

Этот показатель весьма невелик в сравнении со всем спектром окружающих нас звуковых волн, точно так же как длины волн видимого света занимают лишь узкую полоску из полного спектра лучистой энергии. Восемьдесят восемь нот фортепианной клавиатуры охватывают почти весь спектр слышимых частот.

У многих животных диапазон слышимых частот значительно меньше, чем у человека. Но некоторые животные (например, дельфины или летучие мыши) способны воспринимать звуки с частотой до ста тысяч циклов в секунду и даже выше.

Ультразвук и инфразвук, лежащие вне диапазона слышимых звуков, не воспринимаются слуховыми нервами. Однако, как и все прочие формы энергии, они по-своему воздействуют на организм.

Слух и зрение

Чувство слуха сродни зрению в том отношении, что оба они представляют собой реакцию на колебания определённой частоты. Но если диапазон зрения ограничен одной октавой частот (семью «нотами» радуги), то диапазон слуха простирается на десять октав и оснащён более совершенными механизмами идентификации.

С другой стороны, звук неоспоримо уступает свету в силе. За шестьдесят секунд звуковая волна проходит лишь около двенадцати миль, тогда как волна света за то же время успевает перенестись почти на двенадцать миллионов миль.

Переводя это сравнение в сферу обыденного опыта, можно сказать, что энергия звука, который производит громко играющий полный оркестр, приблизительно равна энергии света и тепла, исходящих от одной-единственной электрической лампочки.

Наши уши обрабатывают гораздо меньше стимулов, чем глаза, и перегрузка слуха наступает на гораздо более низком энергетическом уровне, чем перегрузка зрения: ежесекундно от уха в мозг поступает около тридцати тысяч бит информации, а от глаза - около ста миллионов бит.

В чем целительная сила индийской музыки

В отличие от классической западной музыки с её линейной структурой и последовательным развитием мелодии от начала к концу, раги строятся на основе свары - непрерывного звучания одной-единственной ноты, придающей индийской музыке характерную монотонность.

Этот принцип не допускает столь богатых гармонических оборотов, какие присущи западной музыке, но зато хорошо подражает звучанию человеческого голоса. Непривычному западному уху такой звук поначалу может показаться скучным и утомительным, но для приверженца ведической культуры это - истинная музыка сфер.

В отличие от повествовательных западных мелодий, индийская рага вовсе не стремится поведать слушателям какую-либо историю или продемонстрировать разнообразие. Её задача - выразить единство, лежащее в основе всего сущего.

Таким образом, строение раги ближе к циклическому: одна и та же нота как бы исследуется вновь и вновь со всех сторон, в результате чего слушателей охватывает определённая эмоция или настроение.

По предположению доктора Фроули, отсутствие жёсткой структуры в pare «освобождает ум от обусловленности» и способствует соединению индивидуального сознания с универсальным.

Гармонизирующая сила музыки

В то же время, звуки раги, как сами по себе, так и в различных сочетаниях, оказывают определённое воздействие и на тело. Семь нот индийской гаммы, называемой «саптак», соответствуют семи чакрам, семи дхату (тканям тела), семи аспектам существования (пяти чувствам, уму и духу), семи цветам радуги и так далее.

С точки зрения аюрведы, это означает, что все эти соответствующие друг другу формы обладают одинаковой энергетической частотой, различаясь лишь в количественном отношении, - образно выражаясь, принадлежат к разным «октавам» этой частоты.

Исходя из этого принципа энергетического соответствия, можно понять, почему в аюрведе утверждается, что многообразные формы творения связаны между собой природной гармонией.

В самом деле, все природные явления во вселенной суть не что иное, как энергия в движении - то есть звук, проявленный в различных последовательностях и модификациях. Таким образом, в рагах звуковые частоты служат непосредственному уравновешиванию тела и гармонизации энергий в природе.

Что такое Гандхарваведа и раги

Использованию гармонизирующей силы музыки посвящена одна из ветвей Веды - Гандхарваведа. В ведической мифологии гандхарвы - это небесные певцы и музыканты, прислуживавшие на пирах богов.

Применяя принципы, изложенные в Гандхарваведе, мастера ведической музыки разработали специальные раги для уравновешивания суточных и сезонных природных циклов, а также для пробуждения или умиротворения различных природных явлений (например, для управления погодой).

Последовательность звуков, составляющая мелодию раги, воспроизводит ритмы природы. Эти ритмы - отражения природных законов - очевидным образом различные разное время суток: ритмы рассвета отличаются от ритмов полдня или заката. То же верно и в отношении биологических ритмов человека, также привязанных к космическому пульсу.

В Гандхарваведе сутки делятся на восемь трёхчасовых периодов. Исполняя или слушая рагу в соответствующее ей время суток, мы настраиваем свои внутренние энергии на изменчивые ритмы природы, одновременно и обретая гармонию, и устанавливая её в своём окружении.

Древнее предание о могуществе раг

Могущество раг можно проиллюстрировать историей о нескольких придворных музыкантах и знаменитом певце. Позавидовав славе певца, эти музыканты решили его погубить.

Они подговорили царя, чтобы тот потребовал от певца исполнить песню под названием «Мелодия огней». Эта рага усиливала жар до такой степени, что всякий её исполнитель сгорал, охваченный пламенем.

И вот однажды вечером царь заказал эту песню. Вскоре все светильники во дворце жарко разгорелись, а затем начало раскаляться и тело певца.

К счастью, один из его друзей понял, что происходит, и спешно послал за возлюбленной певца, которая и сама была сведуща в музыкальном искусстве. Девушка быстро исполнила рагу, вызывающую дождь, и её любимый был спасён.

Разумеется, доказать правдивость этого древнего предания мы не можем. Но современные исследования подтвердили, что раги действительно оказывают благотворное воздействие на тело и ум слушателей.

В одном эксперименте у испытуемых при прослушивании «музыки гандхарвов» значительно снизилась частота дыхания, что сопровождалось субъективным переживанием внутренней ясности и блаженства.



Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » Звукотерапия по аюрведе: лечение звуком


Гороскоп на 2019 год