starfate.ru

Что такое аюрведа: все самое главное о древнем учении

Аюрведа - это прикладная наука о том, как жить в согласии со своей собственной природой, которая на уровне чистого сознания полностью согласована с законами мироздания. Следуя принципам аюрведы, вы будете естественно и спонтанно жить и действовать в гармонии с эволюционными принципами творения.

5 элементов - основа аюрведы

Из чего состоит тело? По мнению современного химика - из 110 базовых компонентов, отличающихся друг от друга строением атомов. Средний человек - это смесь кислорода, углерода, водорода, кальция и азота с незначительными добавками фосфора, хлора, серы, натрия, калия, магния, железа и со следами других химических элементов.

Современный биолог ответит на этот вопрос немного иначе: человек -это примерно пятьдесят пять частей воды, девятнадцать частей липидов, восемнадцать частей белков, пять частей золы и по одной части углеводорода, кальция и фосфора.

Когнитивный психолог скажет, что человек - это плоть плюс нервная система плюс мозг, которые в совокупности обеспечивают нейрохимические процессы, порождающие феномен ума.

А специалист в области квантовой физики, который, на мой взгляд, ближе других учёных подошёл к возможности описать в единой универсальной теории всю природу, ответит, что человек - это 99,99 процента пустого пространства, а в остальном - триллионы и триллионы протонов, нейтронов, электронов и других невидимых субатомных частиц.

Однако ни в одно из этих западных описаний не включаются такие компоненты, как ум, сознание или жизненная сила. Более того, западная наука в ходе безуспешных поисков основы реальности неоднократно отказывалась от собственных принципов и накопленных фактографических данных.

Напротив, простая аюрведическая классификация всего сущего на пять элементов, три биологических начала и пять слоев существования не оставляет без внимания ни ум, ни материю, и вот уже шесть тысяч лет служит исчерпывающей и внутренне согласованной основой для постижения жизни.

Эти пять элементов суть первые объективные проявления сознания, возникающие из взаимодействия гун. Они рождаются последовательно, один за другим, и процесс этот совершается в «точке перехода» от непроявленного к проявленной реальности.

Первым в этом процессе манифестации возникает пространство. Хотя в физическом плане пространство - это состояние «вакуума», на самом деле не следует считать его пустым: оно заполнено виртуальной энергией квантового поля.

Взаимодействие гун в пространстве порождает воздух - первое состояние материи. Движение воздуха порождает трение, от которого происходят тепло и свет - огонь. Под действием огня материя разжижается, и возникает четвёртый элемент - вода. А когда жидкость испаряется, остаётся плотная субстанция - земля.

В контексте учения о квантовом поле эти пять элементов предстают как абстрактные структуры ума (или схемы вибраций в квантовом поле), порождающие стихийные энергии и придающие видимому миру порядок и форму.

С позиций аюрведы, каждый из этих элементов имеет две формы: абстрактную - на последнем и наименее тонком плане сознания, или «ума», и конкретную - на первом и наиболее тонком плане материи. Поэтому в человеческом восприятии элементы играют не только субъективную, но и объективную роль.

На уровне индивидуального сознания они порождают пять чувств, а на уровне физического тела их сочетаниями обусловлены все формы и функции психофизиологических процессов.

С точки зрения аюрведы, весь опыт человеческого существования может быть описан в категориях взаимодействия элементов. Как базовые формы энергии во вселенной, пять элементов обладают определёнными качествами и оказывают отчётливо предсказуемое влияние на наш внешний вид и мышление, а также на то, как мы воспринимаем воздействие окружающей среды.

Мы ощущаем внешний мир, воздействуем на него и испытываем его воздействие благодаря пяти элементам. Пять элементов - это словарь того универсального безмолвного языка, на котором говорит вся вселенная, включая и человека.

Знание качеств и проявлений пяти элементов - это, как вы увидите, ключ к пониманию и нашей собственной внутренней природы, и того места, которое мы занимаем в природе вселенной. А это понимание, в свою очередь, составляет основу для достижения гармонии и красоты.

Как 5 элементов связаны с каждым из нас

В своём субъективном аспекте - то есть на уровне индивидуального сознания - пять элементов порождают пять чувств. Пространство - это сущность звука. Первое пробуждение активности в безграничном чистом сознании - первую эманацию творения - аюрведа описывает как первозданный звук.

Звук - это энергия колебания, энергия, распространяющаяся волнами. Без пространства звуку не в чем было бы распространяться; без пространства физическое существование вообще невозможно. Воздух - это сущность осязания: существование воздуха делает энергию колебаний ощутимой.

К примеру, ощущая вибрации какого-нибудь басового инструмента, мы воспринимаем не что иное, как движение воздуха, порождаемое энергией звука. Огонь - это сущность зрения. Именно лучистая энергия, т.е. свет, делает материю зримой. Вода - это сущность вкуса: без жидкости вкусовые луковицы не функционируют. Наконец, земля - это сущность обоняния.

Пять элементов в сфере ума и в сфере материи

Каждый элемент через посредство соответствующего ему чувства также связывается с определёнными органами и функциями тела. Понятно, что на мир элементов мы реагируем посредством ушей, кожи, глаз, языка и носа.

Однако соответствия элементов органам деятельности и их функциям, соотносящимся с пятью чувствами, не столь самоочевидны. Так, пространству соответствуют, кроме ушей, ещё и горло, ротовая полость и голосовые связки, поскольку все эти органы порождают звук.

Ноги ведут нас в направлении, подсказанном зрением, а потому они связаны с огнём. Гениталии в аюрведе называют «нижним языком», из-за чего они связываются со вкусом и, соответственно, с водой. А выделительная функция ануса позволяет связать его с обонянием, и, следовательно, с землёй.

В своём объективном аспекте пять элементов порождают все формы и функции, присущие как одушевлённому, так и неодушевлённому миру. Например, воздух, вода и земля соответствуют трём агрегатным состояниям материи: газообразному, жидкому и твёрдому.

Пространство - это «эфирный» элемент, та пустота, в которой существует вся материя. Воздух, огонь и вода - активные, подвижные элементы, а пространство и земля - пассивные. Кроме того, каждый элемент связан с определенными аспектами анатомии и физиологии человека.

Пространство порождает полости в теле; воздух - всякое движение организма и его частей; огонь - тепло и температуру тела; вода - все жидкости и секреции; наконец, земля - все твёрдые компоненты организма, такие, как кожа и кости.

А пока что рассмотрим для примера более подробно связи между элементом огня, зрением и явлениями тепла и света. Согласно учению аюрведы, человек, в чьей врождённой конституции преобладает элемент огня, тяжело переносит жару и яркий свет. Избыток тепла и солнечного света может нарушить равновесие огня в его организме, а такое нарушение - главная причина большинства проблем со зрением.

Свойства элементов аюрведы

Качества, присущие каждому из пяти элементов, нетрудно угадать, исходя из обычного повседневного опыта. Пространство обширно и стремится к расширению; воздух лёгок, подвижен, холоден и шероховат; огонь горяч, маслянист, подвижен и лёгок, а также обладает пронизывающим качеством; воду отличают мягкость, влажность и текучесть; земля тяжела, жирна, холодна и плотна.

Вообще, всё что мы воспринимаем с помощью органов чувств, заимствует свою форму и качества у соответствующих элементов. Познакомившись поближе с индивидуальными свойствами элементов, вы научитесь распознавать их проявления повсюду - даже в ваших собственных эмоциях и поведении.

Однако сила, с которой проявляется тот или иной элемент в вашей жизни, зависит от уникального баланса элементов, присущего лично вам. Позже вы узнаете, как на основе элементальных качеств, наиболее ярко выраженных в вашем организме и темпераменте, можно определить свою врождённую конституцию и тип кожи.

Наша телесная форма, которую изучает западная анатомия, - это всего лишь «зримая» часть нашего Я. В системе аюрведы так называемое тело обладает не только материальной, но и нематериальной формой. Это «незримое» тело состоит не из плоти и кости, а из тонких незримых тканей, именуемых кошами - «оболочками».

Коши охватывают все уровни человеческого существования, от самых тонких до самых грубых, от незримых до видимых глазу. Всего выделяется пять кош: сознание, эго, ум, дыхание и тело.

Пять уровней бытия

Эти пять слоев связаны воедино, так как они последовательно проявляются один из другого, начиная от непроявленного сознания. Всё, что происходит с нами, и всё, что мы делаем, отражается одновременно на всех уровнях бытия.

Пять кош (или, как их ещё называют, «тонких тел»), - это не отдельные части, подобные слоям пирога, а различные энергетические уровни в континууме сознания, наподобие видимых и невидимых частей спектра. На уровне сознания никаких преград между кошами нет, поэтому аюрведа, в отличие от классической западной науки, не обременена догматом о дуалистическом противостоянии ума и тела.

Благодаря этому сущностному единству, воздействуя на один из уровней этой тонкой «анатомии», мы затрагиваем и все остальные слои. Чтобы достичь гармонии в своей жизни, мы должны утвердить равновесие во всех кошах.

Яма и нияма - что это такое?

Ааюрведа утверждает, что в действиях важна не только умеренность, но и мудрость, - иначе своими мыслями и действиями мы будем причинять вред себе или другим. На восьмичастном пути йоги (единения с Богом) в системе Патанджали первые два этапа - уроки ямы (этики) и ниямы (самоограничения).

Учение ямы таково:

♦ Не причиняй никому вреда ни мыслью, ни действием. Очевидно, что это подразумевает принцип ненасилия.

♦ Всегда будь честен с собой и с другими, но высказывай «добрую» правду - не используй истину как оружие.

♦ Не кради. В частности, не завидуй. Желать что-либо принадлежащее другому (пусть даже это будет чужая красота или грация) - форма воровства. В соответствии с идеей о том, что жизнь каждого человека идёт именно так, как и должна идти, Веда учит нас, что каждый человек обладает именно тем, что ему необходимо и положено в данный момент, даже если не отдаёт себе отчёта в истинной ценности своего достояния.

 Более того, каждый из нас от природы уникален и не предназначен быть точной копией кого-то другого, мы должны находить в себе и развивать свои собственные таланты и свою красоту. Таким образом, нам нечего желать, кроме того, что уже принадлежит.

Опять-таки, это не значит, что мы должны пассивно принимать всё, что посылает нам жизнь. Но каждую данную ситуацию следует принимать такой, как она есть, найти заключённый в ней скрытый смысл, а затем отпустить её, чтобы полностью погрузиться в очередной момент настоящего, в котором перед нами снова раскроется всё безграничное многообразие возможностей.

♦ Не суди других, пока не побывал на их месте. Каждый из нас делает выбор на основании предшествующего опыта, а поскольку всей совокупностью опыта какого-либо другого человека мы не обладаем, то и категорично судить других людей мы не вправе.

♦ Соблюдай равновесие во всякой деятельности, включая деятельность пяти органов чувств. Иными словами, не следует потакать никаким чувственным аппетитам. Настройтесь на естественный разум тела - и вы сможете с лёгкостью распознавать ранние признаки дисбаланса, свидетельствующие об излишествах.

Уроки ниямы

Уроки ниямы ориентированы на развитие чистоты и тела (то есть установление равновесия и обретение здоровья), на воспитание в себе удовлетворённости и способности покоряться и служить Божественному с полной преданностью.

Этой цели служат не только действия, но и молитвы. Величайший из всех возможных актов служения Богу - почитать те дары, которыми мы обладаем, всегда находя им самое лучшее применение и проявляя их со всей любовью и созидательностью, на какие мы только способны.

Вручайте все свои деяния и их плоды Божественному - ведь ему и так принадлежит всё мироздание. А смиреннейшая из всех возможных молитв - дать раствориться своему эго, чтобы думать и действовать в единении с Богом, соучаствуя в творении.

Что такое санскрит?

Санскрит - это чистый язык Веды, и следовательно - язык творения. Согласно аюрведе, санскритское название любого предмета (то есть соответствующие ему звук и «мысль») и сам этот предмет тождественны.

Воспринимая мир на тончайшем уровне индивидуального сознания - с той самой точки, где проявляется вибрация и в уме возникает первое легчайшее движение мысли, - вы можете, сосредоточившись, к примеру, на идее розы, в буквальном смысле слова воспринять в своём сознании форму этой розы со всеми её свойствами - сладким ароматом, нежными лепестками, ярким цветом и охлаждающим вкусом.

На этом уровне существования сама вещь и, соответственно, всё знание о ней содержатся в её имени. В аюрведе это явление называется принципом имени и формы, и принцип этот даёт теоретическое объяснение легендарным чудесам, которые совершали святые, создавая предметы «из ничего».

Тот же феномен описывается в квантовой механике в рамках теории корпускулярно-волнового дуализма - теории, утверждающей, что в микромире волна может вести себя как частица, а частица - как волна. Иными словами, на квантовом уровне нет различия между энергией и материей - между именем (вибрацией) и формой.

К этим научным воззрениям аюрведа лишь добавляет представление о том, что мысль есть энергия, а чистое сознание, составляющее основу мысли, - это квантовое поле.

Впрочем, продемонстрировать причинно-следственные связи между именем и формой, или мыслью и материей, можно и на примерах из обыденной жизни. Например, одна только мысль о лимоне может активизировать слюнные железы точно так же, как если бы мы ощутили на языке вкус лимонного сока.

Гуны в аюрведе

Движущими силами мироздания являются три силы, действующие в этом поле сознания. В аюрведе эти силы, или фундаментальные свойства вселенной, именуются гунами.

Первая гуна, саттва, есть чистая сущность реальности, то, что Чопра называл «импульсом к развитию»; вторая, тамас, - это сила инерции, «импульс к сохранению в неизменном виде»; третья, раджас, - сила перемен, сила движения или «действие ради действия».

Эти три гуны также представляют собой, соответственно, три начала природы: созидательное, охранительное и разрушительное. Их взаимодействием порождается и поддерживается эволюция - то есть последовательное развитие жизни.

Не бывает прогресса и роста без деятельности, а деятельность - это функция гун.

Как поясняет Махариши Махеш Йоги в своём комментарии к одному из ведических текстов, «Бхагавад-гите», раджас - это «побуждение» к действию; саттва и тамас «поддерживают направление движения»; а все три гуны сообща формируют процесс роста. Вот что он пишет дальше:

Чтобы процесс продолжался, необходимо, чтобы в нём присутствовали стадии, а каждая стадия, сколь угодно малая по длительности во времени и протяжённости в пространстве, нуждается в силе, которая поддерживала бы. её, и в другой силе, которая способствовала бы переходу на следующую стадию.

Сила, которая способствует переходу на следующую стадию, есть (саттва), а (тамас есть сила, которая сдерживает или замедляет процесс с целью удержать уже достигнутое состояние, дабы оно стало основой для следующей стадии.

Как действуют гуны?

Все три гуны с необходимостью присутствуют во всякой вещи, ибо ни одна из них не может действовать без двух остальных. Однако во всякий данный момент времени какая-либо одна гуна может проявляться сильнее других.

Вот почему в аюрведе тонкие характеристики вещей и явлений иногда описываются через соотнесение с какой-либо конкретной гуной.

Например, пишу, состояние ума или деятельность человека называют саттвичными, если в них по преимуществу проявляются качества чистоты и ясности и если они оказывают животворное и гармонизирующее влияние; раджастичными, если в них проявляются качества изменения и разрушения и если они оказывают стимулирующее, отвлекающее или истощающее влияние; и тамастичными, если в них проявляются качества инертности и тяжести и если они оказывают притупляющее и замутняющее влияние.

Сходным образом, саттвичный ум активно действует, стремясь к прогрессу и созиданию, тамастичный - склонен к бездействию и сохранению статус-кво, араджастичный - привержен деятельности ради самой деятельности.

Динамическое взаимодействие трёх гун порождает весь мир в его бесконечном разнообразии. Именно гуны - те силы, благодаря которым единое (чистое безграничное сознание) становится многим (преобразованиями и сочетаниями всех элементов проявленного мира).

В этом смысле мироздание есть вечно эволюционирующее проявление всё тех же основных энергий: каждый слой бытия - не что иное, как сознание, творящее само из себя с помощью гунн.

Так вам легче будет понять, почему правила аюрведы нередко кажутся всего лишь различными вариациями одной и той же исходной темы.

Как вы видите, фактически так и есть: на каждой фазе творения воспроизводится первоначальный процесс рождения проявленной вселенной из не проявленного сознания, совершающийся под действием гун.

Несмотря на то что вещи отличаются друг от друга по форме и функциям, их фундаментальная составляющая (сознание) всегда одна и та же, и силы (гуны), творящие их, также неизменны.

Вспомним для сравнения, что лёд, вода и пар в основе своей состоят из одних и тех же молекул Н2О, принимающих различные формы, отражая одно и то же базовое начало - тепловое движение.

Как молекулы одного типа образуют три различных агрегатных состояния вещества за счёт того, что движутся с разной скоростью, так и сознание под действием гун образует всё бесконечное разнообразие проявленного мира и, в том числе, все формы жизни.



Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » Что такое аюрведа: все самое главное о древнем учении


Гороскоп на 2018 год