starfate.ru

История космоса

Идея круговорота как «вечного возвращения» напряду с жизненно ощущаемой необратимостью времени всегда приковывала к себе внимание мыслителей - от пифагорейцев до творцов современных физических теорий. Их интерес не был чисто научным, лишенным практического смысла. Наоборот, во все периоды истории все народы мира испытывали настоятельную необходимость установить закон повторяемости событий. Это было жизненно важно. Ведь если какие-либо неблагоприятные события, затрагивающие общество, повторяются через определенный период времени, то в следующий раз этот момент можно рассчитать и своевременно подготовиться к нему.

В разные исторические периоды категории времени приписывали элементы божественности, загадочности. Попробуем свести в систему представления о времени, которые существовали у различных народов на протяжении веков.

Современный человек сознает себя творцом истории, человек же древних цивилизаций приписывал истории метаисторический смысл.

История космоса

Наблюдая окружающий мир, древний человек ощущал себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами. Поэтому космос был доминирующим началом в жизни человека. И все значительные жизненные события осмысливались им через уподобление космогоническим актам. Так, например, брачные ритуалы имели свою сокровенную модель. Человеческое бракосочетание в глазах древних воспроизводило священный брак, прежде всего союз, заключенный между Небом и Землей. В индийской «Атхарваведе» (XIV, 2, 71) муж и жена прямо уподобляются Небу и Земле. В «Энеиде» Вергилия (IV, 160-170) Дидона празднует свое бракосочетание с Энеем в сильнейшую бурю; их союз совпадает с союзом стихий. Небо обнимает свою супругу, проливая оплодотворяющий дождь. По свидетельству Павсания (II, 36, 2), в Древней Греции брачные обряды имитировали брак Зевса, соединяющегося с Герой.

Космогоническое мышление побуждало древних смотреть и на человека как на существо, повторяющее акт творения. Эта особенность мышления древних также наложила отпечаток и на способы регистрации времени: религиозные календари народов мира отмечают на протяжении одного года все космогонические фазы. Наблюдения за повторяющимися природными, космическими, событиями (в частности, за сменой фаз луны и времен года) и уподобление земных событий акту творения сыграли важную роль в выработке циклических теорий и эсхатологических толкований.

Так, в IV в. до и. э. греческий историк Феопомп из Хиоса учил, что совокупность вещей вследствие их круговорота остается неизменной. Согласно учению персидских магов, в результате круговорота всего сущего люди возрождаются к новой жизни и потому, по существу, бессмертны. Аристотель понимал время как смену определенных циклов в бесконечном повторении. Подобно созвездиям и планетам вечные силы действуют, вращаясь по кругу Вселенной; необходимое циклично и неизбежно возвращается к самому себе. При этом Аристотель ссылается на мудрецов Греции. Согласно восточной философии, времена блага и времена зла повторяются периодически в твердо установленной последовательности. Каждому периоду присуща своя специфика, но его неизменно сменяет другой. И эта вечная смена одного другим, этот круговорот, согласный с ритмом звездных миров, включает и круговорот человеческих душ. Все, что происходит в мире,- это лишь некое подобие времени, бесконечного, как Небо и Жизнь.

Восприятие времени

Циклическое восприятие времени было свойственно всем древним народам. И лишь позже, вследствие изменения религиозного сознания, произошел переход от одной формы восприятия времени к другой, от циклического времени к линейному.

Уже первые христианские писатели вели яростную борьбу против астрологических представлений, объясняющих, в частности, исторические катастрофы цикличностью времени. Не признает судьбу, предрешенную циклической теорией, Блаженный Августин. В самом деле, управляется ли история ходом светил или, попросту, космическим процессом? Государства создавались и разрушались; войны вызывали бесчисленные страдания; безнравственность, социальная несправедливость - оттого ли это все происходило, что было необходимо, то есть соответствовало космическому ритмy, влияниям созвездий или «желаниям» Бога? Не подрывает ли теория циклов основы христианского вероучения?

Однако, несмотря на сопротивление некоторых Отцов Церкви, теории циклов и влияния звезд на судьбы людей и исторические события были приняты, по крайней мере частично, другими церковными деятелями и писателями - Климентом Александрийским (умер раньше 215 г.), Мануцием Феликсом (II - начало III вв.), Арнобием (умер раньше 310 г.), Феодоритом Киррским (около 393 - 466). К XII веку эти теории стали уже популярными и в следующем столетии систематически разрабатывались. Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Данте и многие другие верили, что циклы и периоды в истории мира управляются влиянием звезд, причем это влияние или подчиняется воле Бога и служит его орудием в истории, или (и эта гипотеза распространяется все шире и шире) является силой, свойственной космосу.

Иоахим Флорский (Калабрийский) (около 1132-1202) в своем «Вечном Евангелии» делит историю мира на три больших периода, которые вдохновляют и в течение которых последовательно доминируют три «Лица» - Отец, Сын и Святой Дух. Отголоски этого учения можно найти у Гегеля, Шеллинга, Вл. Соловьева.

Любопытно, что идея цикличности времени нашла свое отражение в Библии: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться; и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Екклесиаст, 1,9,10).

История космоса начинает свое следование с самых ранних веков и набирает оборотов с каждым годом.



Статьи журнала starfate » Космос » История космоса

Гороскоп на 2020 год