starfate.ru

Как начать действовать | Мудрые советы аюрведы

Иногда у нас есть всё необходимое для рывка вперед, изменений в своей жизни или сокрушительной победы над обстоятельствами, но вы никак не можем заставить себя начать действовать. Почему так проиходит и что с этим делать? Предлагаем узнать взгляд аюрведы на проблему и способы преодоления страха и ступора.

Что важно сделать, чтобы начать действия

Однажды наставник давал пяти царевичам урок стрельбы из лука. Он указал на воробья, сидевшего на ветке далёкого дерева, и велел своим юным ученикам поразить птицу в глаз. Когда царевичи прицелились, наставник спросил, что они видят.

Первый юноша описал во всех подробностях ствол дерева, ветви и птицу. Второй - только ветви и птицу. Третий описал одну-единственную ветку и птицу, сидевшую на ней. Четвёртый описал только воробья. Но Арджуна, который впоследствии стал великим воином, сказал: «Учитель, я ничего не вижу, кроме птичьего глаза!»

Эта ведическая легенда превосходно иллюстрирует принцип сосредоточенности в действии.

Сосредоточенность - это полная концентрация внимания на выполняемом деле, которая достигается при условии дисциплинированной воли.

Когда мы полностью погружены в действие, ум не отвлекается на посторонние мысли. Вчера и завтра не существуют: мы в буквальном смысле слова сливаемся с настоящим - безвременным «сейчас». Такая полная погружённость в действие - опыт соприкосновения с беспредельностью.

Ум неподвижен, но активен; тело пребывает в покое, но исполнено деятельной энергии. Всякое действие, совершаемое в этом состоянии внутреннего безмолвия, бьёт точно в цель без усилий и с изяществом стрелы, выпущенной из лука Арджуны. Именно это единство ума и тела в движении завораживает нас, когда мы любуемся олимпийскими чемпионами и великими балеринами.

Каждый из нас хотя бы несколько мгновений в своей жизни испытывал это чувство «потока». Оно несёт с собой расширение сознания и чувство блаженства, а со стороны производит впечатление энергичности в сочетании с безмятежностью.

Символ искусства сосредоточения - трезубец Чимунды, оружие богини Кали, которым она уничтожает физическое, эмоциональное и духовное страдание. Эти три вида страдания связаны с тремя Гунами - первозданными силами сознания: саттвой, раджасом и тамасом, которые кладут начало всякой деятельности в сотворенном мире.

Абсолютное сосредоточение достигается в тот миг, когда мы выходим за пределы сферы гун в медитации (то есть преодолеваем деятельность ума) и обретаем полную концентрацию сознания в сфере Бытия. Этому учит Господь Кришна в «Бхагавад-гите»: «Пребудь за пределами трёх гун, о Арджуна, освобождённый от двойственности... отдавшись во власть высшего Я».

Но и в сфере двойственности - в сфере действия, техника сосредоточения спасает нас от стресса, то есть от страданий. Учитель Вед Махариши Махеш Йоги выражает принцип сосредоточенного действия в следующем простом совете: «Смотри надело, делай дело, избегай страданий».

Сосредоточенность в идеале

Концентрация - это результат сосредоточения на задаче, а не само сосредоточение. В идеале, сосредоточение представляет собой расслабленное состояние ума, в котором внимание, не подвластное никаким отвлекающим факторам, всецело устремлено на ту единственную деятельность, на которую мы его направляем.

Достичь такого расслабленного состояния посредством ментального контроля невозможно, поскольку такой контроль по определению требует усилия. Оно достигается лишь путём подчинения ума той задаче, которую мы выполняем. Вопрос в том, как «подчинить» ум? От чего именно мы должны при этом освободиться?

Согласно Веде, нужно освободиться от привязанности к результату действия. В сущности, мы должны перестать заботиться об исходе нашей деятельности, чтобы целиком сосредоточиться на процессе.

Как гибкость помогает начать действовать

Однажды бедный, но трудолюбивый фермер обходил вместе с сыном свою землю и нашёл приблудного жеребца. По всей деревне разлетелась весть, что наконец-то старику улыбнулась удача, и соседи пришли поздравлять его. «Удача, неудача? - отвечал фермер. - Кто знает?»

На следующий день фермер и его сын попробовали запрячь жеребца в плуг. Но конь был не приучен к работе. Он ударил фермерского сына копытом и сломал ему ногу, а потом вырвался и убежал. Соседи пришли утешать старика в его несчастье. «Несчастье, счастье? - отвечал фермер. - Кто знает?»

На следующий день по всей округе объявили военный призыв. Все крестьяне плакали, провожая сыновей на войну. Только искалеченному сыну фермера было позволено остаться дома. И снова соседи стали говорить, как повезло старику. «Повезло, не повезло? - отвечал тот. - Кто знает?»

На следующий день неприятель подступил к самой деревне. Атаку отразили, и все парни вернулись в деревню целыми и невредимыми. Но в ходе боя были выжжены окрестные пастбища и разрушена каменная стена на границе владений старого фермера.

Крестьяне снова начали сокрушаться о постигшей его неудаче. И снова фермер отвечал: «Удача, неудача? Кто знает?» Шли дни. Фермер трудился от зари до зари, восстанавливая стену. Однажды, в жаркий послеполуденный час, старик присел отдохнуть и задремал, забыв перегородить верёвкой не заделанный пролом в ограде.

И тут возвратился тот самый жеребец, бродивший по округе в поисках свежей травы, - ведь старые пастбища сгорели. Обнаружив пролом в стене, он громко заржал, призывая свой табун. И когда фермер проснулся, на его земле паслась целая сотня лошадей.

Всё меняется со временем, и хорошее, и плохое

Чтобы жить настоящим, необходима не только сосредоточенность, но и гибкость ума, так как настоящее никогда не стоит на месте. Когда я была маленькой, мать говаривала, что в жизни ничто не остаётся неизменным. «Всё меняется со временем, и хорошее, и плохое», - повторяла она, утешая меня в грустные минуты.

И сама она жила в согласии с этой простой, но исключительно глубокой мудростью. Моя мать не получила от жизни всего, что хотела, да и не всё, что она получила, было ей по душе. Но она принимала свою судьбу без жалоб и огорчений, понимая, что всё происходящее случается не без причины.

Я вовсе не хочу сказать, что она пассивно покорялась жизни или держалась как мученица. Нет, при всякой возможности она брала контроль над событиями в свои руки. Но она прекрасно понимала, что руль, позволяющий твёрдо придерживаться избранного курса, сам по себе должен быть подвижным. Чтобы плыть в бурном море, не упуская цель из виду, необходима гибкость.

Какой настрой поможет начинать действовать

Чтобы постоянно руководствоваться в своей жизни этим принципом, нужно совершить огромный прыжок в неизвестность. Это прыжок доверия, подобный тому прыжку отваги, о котором мы говорили выше.

Мы ещё расскажем о том, как важно доверять изобильному бытию, которое обязательно пошлёт нам то, в чём мы нуждаемся. Но в отличие от прыжка через пропасть, который нельзя совершить в два шага, проблема сосредоточения в действии лучше всего решается путём разбиения больших целей на множество мелких задач.

Опять-таки, наше беспокойство по поводу результатов, отвлекающее нас от насущного дела, во многом связано с опасениями, что мы не владеем средствами, необходимыми для достижения желаемого, или вовсе не заслуживаем этой желанной награды.

Преодолеть такие сомнения и страхи проще простого - достаточно лишь прислушаться, например, к совету одного бегуна на сверхдлинные дистанции, который как-то заявил: «Я никогда не пробегаю сто миль. Я пробегаю одну милю - но сто раз подряд».

Как бы медленно ты ни шёл, всё равно доберешься до цели

При таком подходе «слишком больших» задач просто не остаётся. В какой бы точке пути, ведущего к вашей цели, вы ни находились в данный момент, всегда даже в состоянии тяжёлого стресса и перед лицом мучительных сомнений - можно найти какое-нибудь маленькое дело, которое вы способны выполнить успешно и которое станет очередным шагом на этом пути.

К примеру, многим людям очень трудно сбросить вес, потому что для этого нужна постоянная дисциплина, а вознаграждение за труды приходит далеко не сразу. Особенно тяжело поначалу, когда выносливость ещё не развилась, а самооценка низка.

Кажется, что желанная цель недостижима. И всё же всегда можно сделать хотя бы маленький шажок вперёд - например, съесть за обедом на один кусочек меньше, взяться за новое хобби, которое станет для вас альтернативным источником удовольствия, или, скажем, совершить короткую прогулку.

Между прочим, исследования, проведённые в университете Питсбурга, показали, что женщины, которые тренировались по десять минут четыре раза в день, сбросили за тот же срок больше веса, чем женщины, упражнявшиеся только раз в день по сорок минут.

Так что можете разделить программу упражнений на множество мелких частей - результат будет налицо. Главное - развивать выносливость и уверенность ежедневно и ежечасно. Чем бы вы ни занимались, не сдавайтесь!

Вспоминайте совет бегуна или мудрую африканскую поговорку, которая гласит: «Как бы медленно ты ни шёл, всё равно доберешься до цели». Сосредоточьтесь на задаче, которую вам нужно выполнить именно сейчас. Избегайте страданий - и достигайте успехов.

Двигайтесь вперед! Когда пора начать действовать

Если события развиваются вразрез с нашими предпочтениями (не говоря уже об ожиданиях), лучшая стратегия - вести себя как ни в чём не бывало и делать своё дело, подобно тому бесстрастному фермеру.

Не позволяйте преходящим обстоятельствам взять над вами верх. Жизнь вечно движется вперёд, но развивается она циклами. Сопротивляясь естественным подъёмам и спадам, мы только обречём себя на лишние страдания: лучше научиться идти в ногу с ними.

Этим секретом успеха в совершенстве владеют некоторые мастера боевых искусств. Вместо того чтобы отражать атаку, они движутся в одном направлении с ней, тем самым умеряя её мощь. Юан и Линч предполагают, что таким же способом можно справляться с различными житейскими проблемами:

«Даже воспринимая свою неудачу как противодействующую силу, вы можете принять ее и слиться с ней, и усвоить ее уроки так, чтобы они пошли вам на пользу. Если вы сделаете это, противодействующая сила утратит свою мощь. Измените направление действия силы и двигайтесь вперёд».

Как вырабатывается гибкость в действии?

Разумеется, даже самые гибкие люди порой попадают в беду. Когда напряжение и боль доходят до крайней степени, очень трудно смотреть на вещи философски. В таких ситуациях нужно придерживаться гармонизирующей диеты и режима, а также прибегать к дополнительным терапевтическим методам (массажу, ароматерапии, пранаяме), помогающим успокоить эмоции.

Хороший способ уменьшить последствия стресса - делать записи о трудностях, с которыми вам довелось столкнуться.

Участники одного эксперимента в течение четырёх дней уделяли двадцать минут в день письменному описанию какого-либо травмирующего события из своей жизни и вызванных им негативных чувств.

В результате активность иммунной системы у испытуемых значительно повысилась. Я рекомендовала эту технику многим своим клиентам, и когда им удавалось встретить негативные эмоции лицом к лицу и выразить их, это благотворно сказывалось на них и на состоянии их кожи.

Сопротивляясь своим чувствам, мы заболеваем; переживая и высвобождая их (то есть, по существу, двигаясь в одном направлении с ними), мы выздоравливаем. Путь к исцелению лежит через открытость, терпение, размышление, молитву, стремление дарить радость другим и овладение медитацией - языком безмолвия.

Как двигаться с неудачей в одном направлении?

Облегчив таким образом гнёт негативных эмоций, мы вновь обретаем более или менее ясный взгляд на ситуацию и можем исследовать свою реакцию на неё. Кризис может вызвать к жизни самое лучшее, что заложено в нас природой; но нередко он также пробуждает наши худшие опасения и сомнения, повергая нас в депрессию.

В такие моменты нам может казаться, что все силы мира обратились против нас, - но именно сейчас важнее всего двигаться с ними в одном направлении. Не обладая всеведением, которое открыло бы перед нами конечную цель и значение каждого события жизни, мы вынуждены полагаться на то, что рано или поздно мы поймём, насколько важен был для нас тот или иной опыт, пусть даже самый трудный и болезненный.

Одна моя знакомая работала диктором на радиостанции и вела передачу о дорожно-транспортных происшествиях. Внезапно её уволили - не по причине низкого качества репортажей, а исключительно в связи с корпоративной политикой.

Она резонно сочла, что с ней обошлись несправедливо, и так расстроилась, что впала в глубокую депрессию. А несколько недель спустя вертолёт радиостанции разбился во время очередной передачи, и диктор, которого взяли на место моей знакомой, погиб.

Разумеется, тайные подарки судьбы, которыми оказываются на поверку наши «неприятности», далеко не всегда становятся явными так же быстро и недвусмысленно. Но если мы будем сохранять открытость ума и любознательность и воспринимать каждую поворотную точку в своей жизни как новую возможность, а не как кризис, а каждую неприятность - как ценный урок, а не как роковое поражение, то рано или поздно мы обязательно поймём, что всегда оказываемся именно на том месте, на котором и должны быть.

Доверяйте жизни, уступайте ей и двигайтесь вперёд. Оглядываясь на извилистый путь своей судьбы, одна женщина сказала: «Я прожила свою жизнь, чтобы научиться благодарить Бога за то, что он не исполнил ни одной моей молитвы».

Почему важно действовать, не думая о результатах

Когда мы беспокоимся о результатах действия, часть внимания неизбежно устремлена в будущее. В результате ум разделяется, и действие оказывается слабым. С другой стороны, когда мы освобождаем ум от ожиданий, внимание может полностью устремиться на выполняемую задачу, а это - гарантия успеха.

Однако избавиться от заботы о результате - не значит избавиться от желания достичь цели. Желание - стимул всякого созидания. Разве стали бы мы что-то делать, если бы не стремились к исполнению желаний (хотя бы таких простых, как желание утолить голод)? Как уже говорилось, чёткое видение цели - необходимая предпосылка действия и достижения.

Но привязанность к цели, напротив, мешает нам достичь её. Ведическая мудрость гласит, что сосредоточенный ум не равнодушен к победе или поражению, но беспристрастен, и эта беспристрастность - верный путь к блаженной жизни.

Контроль над результатами действий - это иллюзия

Идея беспристрастного отношения к успеху или неудаче радикально противоположна той ориентации на успех, которая присуща современной западной культуре. Живя в обществе, жаждущем власти любой ценой, мы полагаем, будто контроль - а точнее, контроль над результатами действий, - это самое мощное оружие в игре жизни.

Мы думаем, будто контроль гарантирует нам исполнение всех желаний, и в этом смысле отождествляем его со счастьем. Даже исследования в области психосоматической медицины показывают, что чувство контроля - решающий фактор в снижении пагубных эффектов, которые оказывает стресс на здоровье.

Так почему же мы советуем отказаться от контроля? Потому что «ты властен лишь над самим деянием, но не над его плодами», - как говорит Арджуне Господь Кришна в «Бхагавад-гите».

Иными словами, мы обладаем неограниченной властью только над своими мыслями, целями и вниманием, а также над решениями о том, как это всё применять на практике.

До некоторой степени мы можем контролировать также сами физические действия, которые мы выполняем, а средство этого контроля - полное сосредоточение внимания на задаче. Но в остальном любое чувство контроля над нашим условным существованием - чистая иллюзия. Нам только кажется, что стресс возникает из-за чувства недостатка контроля над возможностью получить то, чего мы хотим.

На самом деле причина стресса - ошибочное представление о том, что такой контроль вообще доступен человеку. Мы не можем контролировать силы природы - они действуют в соответствии со своими собственными законами.

Не обладаем мы и всеведением, которое понадобилось бы для того, чтобы предвидеть, как сложатся по отношению к нашей цели все многообразные события, способные обеспечить нам успех или, напротив, воспрепятствовать ему. Над своими действиями мы действительно властны, и на нас лежит ответственность за контроль над ними.

Но лишь осознав, что над конечным результатом этих действий мы не властны (равно как и над любыми результатами, полученными в прошлом), мы сможем по-настоящему освободить ум для сосредоточения его на настоящему моменту. А настоящий момент - это единственная точка, в которой мы на самом деле можем контролировать свои действия и испытывать блаженство.

«Живи не ради плодов своих деяний, но и не привязывайся к не деянию», - наставляет Арджуну Господь Кришна.

Во что бы то ни стало действуйте - действуйте со страстью и сочувствием, - но при этом полностью отдавайтесь радости деяния, освободившись от хотения (пусть ожидания уступят место предпочтениям: будьте готовы ко всему, но ничего не ждите, как советуют Юан и Линч), - и тогда вы будете испытывать полноту блаженства в каждый миг, каковы бы ни оказались конечные результаты ваших действий.

Это - абсолютное преуспевание и залог абсолютной красоты.



Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » Как начать действовать | Мудрые советы аюрведы


Гороскоп на 2018 год