starfate.ru

Причины болезней и как они начинаются: что говорит аюрведа

Из-за чего нарушается нормальное функционирование организма? Психосоматическая медицина, как современная, так и древняя, утверждает, что основной причиной дисбаланса является стресс и вызываемые им гормональные изменения. Рассмотрим, что такое стресс и как он ведет к заболеваниям, согласно аюрведе.

Причина болезней по аюрведе

Термин «стресс» вошёл в лексикон западной медицины около пятидесяти лет назад, когда учёные начали исследовать способности организма к саморегуляции и его уравновешенное, целостное состояние, которое они назвали гомеостазом.

Ганс Селье, первопроходец в области изучения стрессов, предположил, что стресс влечёт за собой отказ механизмов поддержания гомеостаза, а это, в свою очередь, вызывает соматическое или психическое заболевание.

Термином «стресс» стали обозначать любой физический, химический или эмоциональный раздражитель, перегружающий систему поддержания гомеостаза и, соответственно, нарушающий равновесие.

Характерные психофизиологические проявления такого состояния образуют в своей совокупности общий (генерализованный) адаптационный синдром.

Что такое стресс с точки зрения аюрведы

С точки зрения аюрведы, стресс - это любое воздействие, которое вызывает перегрузку в системе внутреннего энергетического равновесия (то есть врождённого баланса дош), порождая избыток «себе подобных» энергий.

Иными словами, это всякое влияние, нарушающее природные ритмы. Согласно аюрведе, факторы стресса бывают и физическими, и психическими, и духовными.

Физические стрессоры - это любая перегрузка органов чувств, неправильное питание, неадекватные в том или ином смысле физические упражнения, вредные привычки, переутомление от работы, физическое перенапряжение, недостаток отдыха, слишком частые путешествия и переезды, неправильное дыхание, злоупотребление стимуляторами (алкоголем, табаком, кофеином и жгучими пряностями), а также химические перегрузки, связанные с воздействием загрязнителей окружающей среды, пищевых добавок и консервантов, синтетических косметических средств и лекарственных препаратов.

Психические стрессоры - это эмоциональные кризисы, неудовлетворительные личные отношения, конфликтные ситуации и негативное поведение. К числу духовных стрессоров относятся сомнения, отчаяние и потеря ориентации или отсутствие цели в жизни, а также недостаток опыта непосредственного восприятия сознания - то есть опыта внутренней гармонии и спокойствия ума.

Состояние стресса именуется «сантраса». Аюрведический врач Васант Лад, основатель первого очного аюрведического института в США, определяет этот термин как продолжительный дискомфорт тела и ума, в результате которого нарушается равновесие пяти элементов, семи дхату (тканей тела) и трёх мал (типов отходов, образующихся в здоровом теле).

Но прежде следует изложить современные воззрения на эту проблему. Каким образом на химические процессы в организме и телесные субстанции влияют продукты питания, лекарственные препараты или загрязняющие вещества, нетрудно представить себе и в контексте западной традиции.

Но непонятно следующее: почему в нашем организме происходят физические изменения под действием внешних впечатлений? И почему мысли и эмоции сказываются на функциях и состоянии наших клеток и, опосредованно, на внешнем виде кожи? Иначе говоря, почему ум делает нас больными и старыми и почему он же способен сохранить нам здоровье и молодость?

За последние двадцать лет современные учёные приблизились к ответу на эти вопросы. Они совершили несколько открытий в области взаимосвязи наших эмоций и мыслей с гормонами - биохимическими агентами, которые управляют большинством физиологических функций и, в том числе, стресс-реакцией.

Главное из этих открытий заключается в том, что ни одно переживание человека - ни позитивное, ни негативное, - не ограничено исключительно рамками ума, т.е. не является сугубо психическим.

Как развивается болезнь в теле

С точки зрения аюрведы, процесс старения и развития болезни в теле или уме начинается незаметно и постепенно, когда стресс подрывает естественный баланс дош.

Когда же доши, вышедшие из равновесия, расстраивают функции дхату и процесс их трансформации, недомогание проявляется уже серьезной болезнью на физическом плане.

До тех пор, пока мы пребываем в равновесии, тонкие энергии и субстанции дош естественным образом концентрируются в определённых местах организма, которые мы назвали центрами сосредоточения дош: Вата - в толстой кишке и почках, Питта - в печени и тонкой кишке, а Капха - в желудке и лёгких.

Первая стадия дисбаланса начинается тогда, когда какая-либо доша в результате стресса и неправильного образа жизни начинает накапливаться в своём естественном центре.

Как правило, первой выходит из равновесия та доша, которая доминирует в нашей конституции, - хотя это и не обязательно. Если ничего не предпринять, доша возбуждается и начинает распространяться, сначала захватывая соседние области, а затем проникая всё глубже и глубже в организм, т.е. в ткани тела.

На более поздних стадиях болезни возбуждённая доша снова локализуется, но уже не в том органе, который является её естественным центром, а там, где организм ослабился, например, под действием амы (токсинов). На этой стадии болезнь становится очевидной.

В пораженном месте возникают структурные изменения и становятся явными нарушения в других органах, тканях и системах, связанных с ним.

Когда болезнь становится очевидной: симптомы

Только на трёх последних стадиях в поражённой ткани проявляются видимые физические отклонения, которые западные врачи называют симптомами болезни. Но в аюрведе разработана классификация симптомов дисбаланса - как физических, так и психических, - для всех шести этапов развития болезни, благодаря чему вайдья имеет больше шансов предотвратить серьёзное заболевание, чем его западный коллега.

Опытный аюрведический врач, наблюдая различные симптомы - от самых безобидных, наподобие газов, связанных с накоплением Ваты в толстой кишке, и до более масштабных, таких как псориаз, вызванный распространением и глубоким проникновением Ваты в ткани, - способен не только установить, какие доши и дхату вовлечены в процесс, но и оценить истоки и степень серьёзности проблемы.

И в этом отношении западная наука шаг за шагом открывает для себя то, чему аюрведа учит нас уже несколько тысяч лет. К примеру, не так давно медицинские исследования показали, что преждевременное поседение свидетельствует о повышенном риске развития остеопороза.

Это открытие очень полезно: ведь оно позволяет потенциальным жертвам вовремя насторожиться и принять меры для предотвращения серьёзной болезни, способной превратить их в калек.

Однако для аюрведических врачей это не новость: они давным-давно знают, что волосы - это продукт отхода, образующийся при формировании костной ткани, и что раннее поседение - это признак дисбаланса в дхату кость, который, как правило, прогрессирует и приводит к заболеванию костной ткани, если вовремя не восстановить равновесие.

Даже если мои клиенты сами не знают, что они думают и чувствуют и чего хотят, я могу понять это по их коже. Выяснив это, я провожу курс лечения, обращенный к пяти физическим чувствам и включающий наружную терапию травами и маслами и воздействие на внутреннее состояние - диетой, массажем, ароматами, цветами и музыкой.

Но иногда эта бурная деятельность, эта мешанина продуктов, трав и вообще вещей невольно приводит клиента к ложному представлению, будто болезнь и здоровье - явления сугубо физического плана.

Действительно, мы живём в физическом теле, которое нуждается в физическом уходе и заботе, и все аюрведические методы лечения, которые мы до сих пор описывали, действительно помогают восстановить силы и равновесие. И всё же путь к абсолютной красоте на этом не кончается.



Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » Причины болезней и как они начинаются: что говорит аюрведа


Гороскоп на 2018 год