Сонник
Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » Что такое сознание с точки зрения обыденного опыта?

Что такое сознание с точки зрения обыденного опыта?

Разумеется, сознание лежит в основе не только первой мысли нового дня, но и всей мыслительной деятельности, всех восприятий и ощущений - и осознанных, и подсознательных, и бессознательных. Поэтому мы можем соприкасаться с ним и в тех просветах, тех мгновениях внутреннего безмолвия, которыми отделены друг от друга все без исключения импульсы наших мыслей. Медитация, как вы узнаете даёт возможность целенаправленно «проскальзывать» в этот просвет и переживать опыт абсолютного внутреннего безмолвия непосредственно и систематически. Как источник всей материи и энергии, сознание является также источником разума вселенной - той упорядоченности и регулярности, которые отличают великое здание космоса. Следовательно, непосредственное соприкосновение с сознанием в процессе медитации - это путь к воссоединению нашего собственного разума с организующей силой природы.

Почему мы не замечаем сознание?

Естественно, возникает вопрос: если сознание - это основа всего сущего и если оно присутствует в нас постоянно, то почему же мы не замечаем его или почти не замечаем? Почему для того, чтобы соприкоснуться с ним, необходимо войти в какое-то особое состояние? Аюрведа даёт ответ и на этот вопрос. В повседневной жизни, как уже говорилось, Я скрыто от нашего восприятия бесконечным потоком мыслеобразов - примерно так же, как в кинозале белый свет проектора скрывается потоком картинок, сменяющихся на экране. Посредством органов чувств мы постоянно проецируем своё сознание (свой внутренний «свет») вовне. В результате наше внимание фокусируется на внешних предметах и событиях и мы перестаём воспринимать чистое Бытие. Но жизнь без сознания была бы так же невозможна, как кино - без света. Однако и в том, и в другом случае источник реальности в буквальном смысле слова заслоняется объектом восприятия. Мы упускаем из виду ту неоценимо важную роль, которую играет в нашей жизни сознание, потому что нам «загораживают обзор» бесчисленные частные виды, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения. Эти частные впечатления захватывают и удерживают наше внимание до тех пор, пока мы только проецируем его вовне, не направляя внутрь. Безграничную сущность Я мы теряем из-за мысли!

В аюрведе этот феномен обозначается словом «праджнапарада» - «заблуждение ума». В самом деле, даже простой здравый смысл подсказывает нам, что конечное не может заслонить бесконечность. Об этом даже подумать смешно - сразу представляется малыш, который спрятал лицо в ладошках и думает, что стал невидимым. Однако мы принимаем точно такую же иллюзию за реальность - и в результате «забываем» своё Я. Впрочем, иллюзия эта не сводится к простой логической ошибке или неверному суждению: поддаваясь ей, мы утрачиваем самый ум, или то, что Фроули называет «природной мудростью». Аюрведа утверждает, что всякий дисбаланс - всякое недомогание или расстройство - есть не что иное, как утрата природной мудрости, а природная мудрость - это неотъемлемая часть сознания. Аюрведическая терапия направлена на то, чтобы освободить ум от «заблуждения», пробудив его к осознанию безграничной ценности сознательного бытия и гармонизировав образ жизни человека с разумом его тела.

Наука о том, как достичь этой цели, берёт своё начало в Веде.