Сонник
Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » В чем целительная сила индийской музыки?

В чем целительная сила индийской музыки?

В отличие от классической западной музыки с её линейной структурой и последовательным развитием мелодии от начала к концу, раги строятся на основе свары - непрерывного звучания одной-единственной ноты, придающей индийской музыке характерную монотонность. Этот принцип не допускает столь богатых гармонических оборотов, какие присущи западной музыке, но зато хорошо подражает звучанию человеческого голоса. Непривычному западному уху такой звук поначалу может показаться скучным и утомительным, но для приверженца ведической культуры это - истинная музыка сфер. В отличие от повествовательных западных мелодий, индийская рага вовсе не стремится поведать слушателям какую-либо историю или продемонстрировать разнообразие. Её задача - выразить единство, лежащее в основе всего сущего. Таким образом, строение раги ближе к циклическому: одна и та же нота как бы исследуется вновь и вновь со всех сторон, в результате чего слушателей охватывает определённая эмоция или настроение. По предположению доктора Фроули, отсутствие жёсткой структуры в pare «освобождает ум от обусловленности» и способствует соединению индивидуального сознания с универсальным.

Гармонизирующая сила музыки

В то же время, звуки раги, как сами по себе, так и в различных сочетаниях, оказывают определённое воздействие и на тело. Семь нот индийской гаммы, называемой «саптак», соответствуют семи чакрам, семи дхату (тканям тела), семи аспектам существования (пяти чувствам, уму и духу), семи цветам радуги и так далее. С точки зрения аюрведы, это означает, что все эти соответствующие друг другу формы обладают одинаковой энергетической частотой, различаясь лишь в количественном отношении, - образно выражаясь, принадлежат к разным «октавам» этой частоты.

Исходя из этого принципа энергетического соответствия, можно понять, почему в аюрведе утверждается, что многообразные формы творения связаны между собой природной гармонией. В самом деле, все природные явления во вселенной суть не что иное, как энергия в движении - то есть звук, проявленный в различных последовательностях и модификациях. Таким образом, в рагах звуковые частоты служат непосредственному уравновешиванию тела и гармонизации энергий в природе.