Сонник
Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » Как развивать сознательное внимание и проявлять свободу воли на практике?

Как развивать сознательное внимание и проявлять свободу воли на практике?

Никто не утверждает, что изменить привычные представления и установки легко. Некоторые исследователи указывают, что для того, чтобы старая схема поведения уступила место новой, необходимо по меньшей мере двадцать восемь дней подряд прикладывать усилия к избавлению от привычки. Однако многие люди не могут добиться перемен не потому, что им не хватает желания или дисциплины, а из-за недостатка необходимых умений, знаний и понимания. Одно дело - признать, что привычные модели поведения не приносят вам счастья и здоровья. И совсем другое дело - разработать новые, более эффективные модели.

Изложенные далее принципы действия - это инструменты, помогающие развивать сознательное внимание и проявлять свободу воли на практике. Если вы начнёте применять эти принципы в своей повседневной жизни, то пагубные мысли и привычки отступят быстрее. На смену им придут уверенность в себе и свобода самовыражения. Тело, дыхание, ум и дух придут в согласие друг с другом. Каждое ваше действие станет шагом на пути роста и блаженства, и в ваших руках окажется изобилие всей вселенной. Жизнь, построенная на основе этих принципов, поистине прекрасна!

Знание в действии

Знание, ипостась Чимунды, представленная богиней Сарасвати, - это первый и самый важный принцип действия, поскольку всякое действие, совершаемое без знания, в лучшем случае обречено на неудачу, а в худшем - только наносит вред. Знание в ведическом смысле имеет две формы. Первая - это открытие Я, самореализация, то есть познание неизменной ценности сознания, достигаемое в регулярных медитациях. Вторая - это осмысление «я», самоосмысление, то есть познание своих переменчивых убеждений, желаний и моделей поведения, достигаемое путём целенаправленного изучения своих мыслей, чувств и действий. Для очищения духа используются обе формы знания.

Самопознание - это основа и цель всего человеческого опыта. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит великому воину Арджуне: «Утвердившись в Бытии, совершай действие». Когда в своих действиях мы исходим не из состояния беспокойства и рассеянности, а из безмолвия чистого сознания, тогда мы не совершаем ошибок, а это чрезвычайно важно, так как ошибки и заблуждения - причина всех человеческих бед. Развить уравновешенное состояние ума помогает практика медитации, а поддерживать его можно с помощью многочисленных аюрведических методик, уравновешивающих тело и эмоции.

Важно понимать, что внутреннее спокойствие, о котором идёт речь, - это не просто настроение, которое можно создать усилиями ума. Скорее, это результат особого состояния всей системы «тело-ум», характеризующегося особой совокупностью биохимических и нейрофизиологических признаков, о чём свидетельствуют данные первых научных исследований в области трансцендентального сознания, полученные уже более тридцати лет назад. Техники аффирмации (утверждения желаемого) и визуализации помогают изменить схемы восприятия, но их недостаточно для создания целостного переживания трансценденции - обязательного условия блаженства. Если вы не предпримете активных усилий для гармонизации тела и избавления от негативных эмоций, то постоянные попытки придерживаться позитивного мышления, невзирая на ужасное самочувствие, сами по себе будут создавать напряжение и стресс. Позитивное мышление помогает снизить уровень стресса, однако исцелить систему «тело - ум» можно только путём медитации, открывающей выход за пределы мышления. Непосредственное переживание внутренней целостности в ходе медитации -это и есть очистительное знание. Достичь просветления с помощью мысли невозможно - оно лежит за пределами всякой мысли. Однако, как вы увидите, мысли помогают избавиться от стресса, мешающего нам обрести высочайшую радость жизни.