Сонник

Расцвет оккультизма в Англии

Расцвет современного оккультизма ведет свое начало с XVIII века, а популярностью он обязан таким теоретикам, как Сведенборг и Месмер. Их труды образовали новый фундамент для оккультизма и придали ему новый импульс. Особую роль в возрождении астрологии сыграл Месмер, прославившийся преимущественно своими исследованиями в области исцеления магнетизмом и гипнозом. Исследовать методы психического исцеления он начал, исходя из астрологических гипотез, разъясненных в его докторской диссертации.

В англоязычных странах астрология получила новый импульс в 1816 году благодаря публикации «Полного словаря астрологии» Джеймса Уилсона. Хотя некоторый интерес к астрологии пробудили и более ранние труды Фрэнсиса Баррета и Николаса Кальпеппера, именно популярная и часто переиздававшаяся книга Уилсона обеспечила изголодавшихся по астрологии читателей основными сведениями, необходимыми для составления и толкования гороскопов. Десяток лет спустя Роберт К. Смит (1795-1832), пишущий под псевдонимом Рафаэль, создал издательство, которое существует и поныне. Его первая книга «Учебник астрологии» мгновенно завоевала успех. Кроме того, он опубликовал эфемериды (книгу таблиц, в которых указывается, какое положение занимают планеты в каждый день года). «Эфемериды Рафаэля» по-прежнему остаются полезным астрологическим пособием. После смерти Смита ряд других астрологов продолжили его дело, пользуясь его псевдонимом. Ими был издан широкий спектр книг и справочных материалов для тех, кто занимается астрологией. Американцы воскресили астрологию благодаря широкому спектру литературной продукции этих Рафаэлей и еще двух авторов, писавших под псевдонимом Задкиель (Ричарда Джеймса Моррисона и Альфреда Дж. Пирса). В 90-х годах XIX века у Рафаэлей и Задкиелей появился неожиданный союзник - Теософское общество, основанное Е. П. Блаватской в Нью-Йорке в 1875 году. Общество быстро пополнилось новыми членами из Великобритании. На рубеже веков оно стало основным орудием, с помощью которого на Запад проникала восточная философия, как индуистская, так и буддистская. Хотя сама основательница общества почти не занималась астрологией, она верила в эту науку и высоко ценила ее. В своей первой книге Блаватская отмечает, что, будь у нее время подробнее изучить связь астрологии и Каббалы, она «доказала бы, что астрология по праву заслуживает звания науки». Последующие оккультные исследования убедили Блаватскую в том, что «нам придется признать истинность [науки о составлении гороскопов], хотим мы этого или нет». Если помнить о поддержке со стороны Блаватской, неудивительно, что в это самое известное оккультное общество входили астрологи-практики. Первый выдающийся теософ-астролог Уолтер Горн Олд прославился под псевдонимом Сефариал. Но, несмотря на всю популярность Сефариала, книги которого продолжают переиздаваться до сих пор, его затмил человек, которого Олд сам привел в Теософское общество и посвятил в азы астрологии, - Уильям Фредерик Аллен (1860-1917), более известный под псевдонимом Алан Лео. Олд представил Аллена Блаватской, после чего тот стал убежденным теософом. Аллен основал пользовавшийся шумным успехом «Журнал астролога» (Astrologer's magazine), позднее переименованный в «Современную астрологию» (Modern Astrology), и вместе с Олдом в 1896 году создал первое современное астрологическое общество. Вскоре оно было преобразовано в Общество астрологических исследований и сохранилось по сей день в качестве Астрологической ложи Теософского общества. В число его выдающихся членов входили жена Аллена, известная под псевдонимом Бесси Лео, и один из первых британских астрологов, не пользовавшийся псевдонимом, - Чарльз Э. О. Картер.