starfate.ru

Дом и очаг как древние символы - центр защиты и уюта

Значение дома и очага как символов

Дом как древний символ символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, «наш мир», вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией.

Дом как древний символ

Дом - жилище оседлого человека. Он основателен, рассчитан на долгое время. Материал, используемый в его постройке, должен быть «чистым»: так, не каждое дерево подходило для строительства дома.

Нельзя брать дерево, выросшее на месте храма или захоронения, на развилке дорог («стоеросовое»), дерево с раздваивающимся стволом или со многими наростами.

Место, на котором будет стоять дом, особо выбиралось: например, выпускался скот, и дом строился там, где коровы ложились отдыхать.

В хозяйственной жизни оседлого человека центр мира - двор, центр двора - дом, центр, сердце дома - очаг.

Дом издревле связывался не только с постройкой, но и гораздо шире - с семьей, с людьми, живущими под одной крышей.

Для того чтобы дом стал жилищем, требовалось соблюсти многочисленные обряды, которые охранили бы людей от несчастий, сделали дом жилым.

Так, при поселении в новый дом сначала впускали «двойника» хозяина: петуха или кошку. Если двойник благополучно ночевал, то можно было вселяться.

Если умирал, то требовались особые обряды освящения дома. Петух персонифицировал стихию огня и был оберегом от нечистой силы. Такова же символика «коньков», венчающих крышу.

Дом как древний символ символизировал женщину и был местом женщины (в отличие от поля - мужского, открытого пространства). Каждая часть в доме осмысливалась в понятиях человеческого микрокосма.

Наиболее сакральным местом был центр дома. Им считался очаг, печь. Дом во многих культурах делился на мужскую и женскую половины.

Как правило, левая половина была женской, что соответствует, по данным современной психологии, ее (женщины) психофизиологической чувственной доминанте.

Символика дома связана с символикой круга, как женского начала, и квадрата-начала мужского. Центр жилища отмечался особым столбом или деревом-символом Мирового Древа.

Ориентировался дом обычно по сторонам света, окна славянских жилищ часто выходили на юг или восток.

Что символизируют Дверь, Порог и Ворота

Символ перехода, объединение и разделение, символическая встреча своего и чужого.

Символизирует возможность перехода из одного состояния в другое, вход в новую жизнь, инициацию, приют и защиту Великой Матери.

Открытая дверь означает предоставляющуюся возможность и освобождение. Христос говорит: «Я - дверь». Три двери собора или церкви означают веру, надежду и милосердие.

В православном доме на правый угол двери прикрепляют крест накрест свечи.

Считается, что магическую силу имеют свечи, принесенные из церкви после вечерней службы в Великий Четверг (четверг на Страстной неделе, последней перед Пасхой).

Двери как древний символ - своего рода контрольно-пропускной пункт здания, первое и наибольшее отверстие стены, укрытия.

Атрибутами входа, порога были обереги, стражи, замок, - все, что должно было преградить дорогу злым силам, материальным и нематериальным, внутрь дома и, с другой стороны, защитить дом от потери внутреннего благополучия (чтобы никто не вынес счастья из дома).

С порогом связано большое количество ритуалов, запретов, проверок. Повсеместно считалось, что спотыкаться о порог при входе и выходе нельзя-это может унести счастье из дома.

Порог

Первоначально жилище - это укрытие в пещере с очагом. Разрешение войти в жилище - символ признания своим. До сих пор сохраняются обряды, связанные с переходом из статуса «чужого» в статус «своего».

Это встреча гостя, прием в дом невесты, встреча мужа после работы. На Руси не принято было спрашивать гостя, странника о цели приезда трое суток. Приходящий человек имел право на хлеб и кров. «Гость - бог в доме», - говорили наши предки.

Дверь как древний символ олицетворяет проход от обыденного к сакральному, от внешнего профанного пространства к внутреннему сакральному пространству, вхождение в новый мир.

Как граничный древний символ означает место встречи естественного и сверхъестественного, что ритуально определяется в церемонии «разрушения границ», заново определяющей пространственную структуру космоса, так же, как новогодние церемонии заново определяют структуру времени.

Тонуть в воде, войти в темный лес или в дверь в стене - это пороговые символы вхождения в опасную неизвестность.

Стражи порога, которых должно преодолеть перед тем, как идущий попадет в священное место, - это драконы, змеи, чудовища, собаки, люди-скорпионы, львы и т. п.

В физической и духовной реальности стражи препятствуют идущему зайти слишком далеко, идти слишком быстро, встретить или увидеть больше, чем он способен вынести в оккультном или эзотерическом знании.

Перед порогом молились. Не здоровались через порог. Сидеть на пороге не разрешали. На свадьбе приход жениха обыгрывался как «взламывание» двери: символическое вхождение в женщину.

На славянской свадьбе посыпают зерном жениха и невесту в каждом случае перехода через порог: во время входа и выхода из ворот, при входе и выходе в церковь, в пути, во время прохождения свадебного поезда по опасным участкам пути.

Аналогичное этому символическое значение порога использовалось и при родовспоможении, когда повивальная бабка «раскрывала пути младенцу», развязывала все узлы в доме, снимала с женщины все кольца и ленты и проводила ее трижды через порог.

С этим связана символика родов: дитя - это путник, дом - утроба матери, а сам акт рождения - поезд.

Входы различались по функциям. Парадный подъезд, парадный вход как древний символ, всегда отличался размерами, отделкой, через него должны были проходить (выдержав испытание на соответствие дому) гости.

Черный вход служил для хозяйственных нужд, через него можно было проникнуть в дом незаметно, фактически второй вход изначально был потайным.

Ворота

Ворота имеют общий символизм с порогом в аспекте входа в новую жизнь, сообщения между мирами, живыми и мертвыми. Ворота олицетворяют защиту Великой Матери.

Ворота и порталы обычно охраняются символическими животными, такими как лев, дракон, быки, собаки, или сказочными животными.

«Узкие Врата» - центральный пункт сообщения между нижним и высшим мирами, проход в «духовной бедности» для инициируемых и мертвых, ведущий к новой жизни.

Подобно «игольному ушку», он олицетворяет непространственность души в этом переходе.

Ворота как древний символ ассоциируются с мудростью: короли вершили свой суд у ворот, так как ворота, по-видимому, считались священным местом, обладающим божественной силой.

В христианстве Дева Мария - это Врата Небесные.

Замок и ключ как древние символы

Мистическое значение замка и ключа

Замок

Замок как древний символ разделяет с другими символами значение закрытости, ограждения, а также огороженного стенами и защищенного города и олицетворяет то, что трудно получить, и испытание духа.

Обычно содержит некое сокровище или заключенного в темницу человека, или в нем обитает чудище, злодей, которого надо победить, чтобы получить сокровище или освободить заключенного, символизирующего скрытое, эзотерическое знание или духовную вершину.

Ключ и ключи

Как эмблема известны со времен средневековья.

Символизировали безопасность, если они были внесены в герб самим гербовладельцем как самостоятельная эмблема, и означали покорность, если отдавались победителю городами и крепостями и затем вносились в его герб.

Осевой древний символ, включающий в себя власть и возможность все открывать и закрывать, связывать и освобождать. Ключ также означает освобождение, знание, тайны, инициацию.

В христианстве - эмблема святого Петра, стража Врат Небесных, а также атрибут Папы.

Что символизируют Окна, Стены и Крыша дома

Мистическое значение окон

Символ солнца, окна дома. Отношение к окнам соответствовало поговорке «Береги, как зеницу ока». В древности окно, узкая щель, очень незначительная по сравнению с площадью стены, служила для освещения комнат в очень незначительной степени.

Только в святилищах, окна которых ориентировались на юг или восток, какое-то время было достаточно светло и не требовалось дополнительного освещения. Но окна имели значение «наблюдательного пункта».

С другой стороны, окна как древний символ были самым уязвимым местом, через которое могли проникнуть чужие глаза, через которое зло магического свойства могло войти в дом.

Поэтому окно издревле окружалось оберегами: наличники русских изб изобиловали солярной символикой, призванной отгонять оборотней и «дурной глаз», ассоциировавшийся с «глазами ночи».

Через окно смотрят, но не выходят. Прохождение через окно считалось дурным знаком: влетавшая в окно птица предвещала болезнь или смерть кого-то из родных.

Стояние под окном - символ нищенствования (вариант - святости). Принято было подавать через окно: это означало благость или откуп.

Дополнительный оттенок к этому - стояние влюбленного под окном как прошение подаяния (явления в окне девушки).

Место возле окна - традиционно место женских или девичьих рукоделий. «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком». Место женского любопытства и зазывания жениха.

Так же это связано с калядованием под окнами: через окно калядующих, как дарящих, отдаривали, откупались.

С другой стороны, сидение у окна в комнате символизировало девушку - невесту или женщину. Девушка сначала сидела за рукоделием подле окна, не выходя из дому и даже не выглядывая на улицу.

Но, становясь девицей на выданье, она меняла поведение и то и дело выглядывала в окно, как рыбак, закидывающий удочку с наживкой.

Оконный проем как древний символ - глазок для чужих людей и сторонних злых сил.

Поэтому он, как и фасад дома, украшался «хлябями небесными», солярными знаками, а часто над этой композицией помещались две стилизованные женские фигуры со значками ростков (символ беременности) -отголосок культа двух Богинь-рожаниц.

В другом варианте наличники окон украшались зооморфными фигурками и одной возвышающейся над ними женской фигурой, символизировавшей Макошь - богиню урожая, покровительницу домашнего женского дела и ткачества.

Иногда на окнах делали наличники-теремки. Они являлись оберегами и были наполнены космогонической символикой, сходной с символикой «напрестольной сени», которая изображала Вселенную и ставилась на алтарь.

Стена

Символ порога. Проход из внешнего профанного пространства ко внутреннему священному. Символизирует также священное закрытое пространство, являясь одновременно и защитой, и ограничением.

Городские стены, «Великий Круг», символизируют замкнутое пространство, дающее укрытие, женское начало.

Это символ центра и утробы. Круглые стены как древний символ часто ассоциируются с защитой магического круга. «Великая Стена» отделяет Космос от внешней тьмы.

Огненная стена символизирует как инициацию, так и магическую защиту. Четыре стены священного здания прямоугольной формы смотрят на четыре небесные стороны.

Крыша

Убежище, защита, охранительный аспект женского начала.

Печь и очаг - их символическое значение

Мистическое значение печи и очага

Печь

Главный оберег дома. Печь - древний символ родного дома, символ матери. У печи давали клятвы, у печного столба составляли договоры. Символизирует женскую преображающую силу, чрево и рождение.

Очаг

Означает средоточие, внутренний духовный центр, перенос духа огнем. Центр дома, власть женщины, огонь в его земном и женском аспекте.

Но огонь может принимать мужской аспект вкупе с женственной землей. Означает также тепло, обеспечение пищей.

Очаг как древний символ священен, он объединяет живущих в одном доме как «людей одного огня». Связующее звено в трехчленном Космосе между небом (солнцем), жизнью и предками.

Огонь нельзя оскорблять: лить воду в очаг, плевать в него, перепрыгивать через огонь, касаться огня острыми предметами, кидать в него грязь и мусор. Это оскорбляет дух домашнего очага.

Дым

Столб дыма, поднимающийся из отверстия в крыше храма, дома, вигвама или юрты, символизирует мировую ось, спасительную тропу из времени и пространства в вечность и безграничность.

Это временное и пространственное протяжение, сочетание воздуха и огня, восходящая молитва. Приглашение присутствовать, адресованное божеству; может означать также, возносящуюся душу, очищенную огнем.

В христианской традиции дым как древний символ считается намеком на кратковременность жизни, на тщету славы, злобы или гнева.

Дымоход

Любое отверстие в крыше храма, шатра, вигвама и т. п. представляет собой проход для перемещения «на небеса» (солярные ворота), от временного к вечному, от пространства к безграничности.

Санта Клаус приходит к детям через дымоход, принося дары прямо с неба, и поэтому не пользуется земной калиткой или дверью.

Что такое Красный угол и что он означает

Где в квартире красный угол

Самое почетное, важное место в доме: тут стоял стол, лежали освященные книги, висели образа. Главную диагональ дома образовывали красный угол и печь.

Красный угол как древний символ был частью выражения троичности мира: кроме него - печь и порог. Неугодного гостя выпроваживали по этой диагонали: «Вот те Бог, а вот порог!»

Мистическое значение Лестницы, Бани и Стола

Лестница

Означает переход от одного плана бытия к другому, прорыв на другой уровень бытия, сообщение Земли с Небесами в обоих направлениях: восхождение человека и нисхождение божества.

Соответственно, лестница как древний символ имеет значение мировой оси, что, в свою очередь, связывает ее с Космическим Древом и столбом.

Этот переход есть также путь в другой мир через смерть. Лестница делает Небо доступным, но она может быть и убрана.

Первоначально лестница существовала в Раю, и между Богом и человеком была непрерывная связь, но с грехопадением она была утеряна.

Ступеньки лестницы олицетворяют прибывающую силу человеческого сознания, проходящую через все ступени бытия, а также ступени инициации. Их число колеблется, как правило, от семи до двенадцати.

В ходе инициации человек с каждой ступенькой восходит в знании и реализации, а нисходит в доблести. Две стороны лестницы - это правая и левая колонны или два Райских Древа, соединенных перекладинами.

Как и при всякой инициации, достижение верха сопряжено с опасностями и взбирающийся по ней охвачен двойным чувством: радости и страха.

Лестница как древний символ обладает символизмом моста и связана с ритуалами перехода.

Подобно мосту, она может иметь острые края.

В христианстве лестница является символом страданий Христа, а также символом Иакова и святого Бенедикта.

Баня

Бани считаются местами нечистыми, потому что нечистая сила в них селится, но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком.

С крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в домах. То же самое, кстати, делают и женщины перед мытьем полов.

Все вообще, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях.

Пить в бане воды, приготовленной для мытья, хотя бы она была чистая, - нельзя. Также и вода в рукомойниках считается нечистою, и ею нельзя даже выполоскать посуду, не то что пить.

Если есть охота увидеть черта или другую нежить в бане, надо зайти туда в ночное время и, заступив одной нотою за порог, скинуть с шеи крест и положить его, под пятку.

Стол

Мистическое значение стола

Является древним символом так называемого «культурного горизонта». Стол-престол дома. Гостей усаживали за стол. Выше стола нельзя было поднимать веник. Стол был одним из звеньев вертикального восприятия троичности мира: пол-стол - потолок.

Над столом молитвой освящалась пища, за столом поминали ушедших родственников.

Пространство стола было организовано так же, как пространство дома: поговорка «Хлеб- всему голова» указывает на центр стола как на самое священное, главное место.

Стол как древний символ иерархичен. Центральное место за столом занимал хозяин дома. По правую руку от него - место для почетных гостей. Жена и дети располагались слева, по старшинству.

Обереги дома

Фасад русской избы украшался деревянной резьбой, изобиловавшей символическими изображениями, имевшими функцию оберегов жилища.

Могущественным ночным вампирам противопоставлялся дневной ход солнца.

В грозу и бурю солнечные символы, называемые в народе «громовыми знаками», должны были спасти дом от удара молнии, от пожара, так как они выражают идею ясного дня и безоблачного неба.

Солнечные древние символы располагались в верхней части по контуру торца кровли.

Каждый солнечный знак сопровожден скульптурным изображением головы коня. Щипец кровли увенчивает массивный конек, от которого вниз опущено дощатое «полотенце» с солярным знаком.

Три конно-солнечных древних символа фасада избы воспроизводят геоцентрическое представление о движении солнца вокруг земли: левый край - восход, верхняя точка - полдневное солнце в зените, правый край кровли - вечернее заходящее солнце.

Солнце показано в ежедневном своем пути по небу на конях.

На причелинах фронтонов русской избы изображались «хляби небесные». В одних вариантах это была идеограмма воды в виде двух переплетающихся струй, в других, более устойчиво, это был мотив женских грудей, создающих характерный волнистый узор.

Он восходит к древней символике, уподобляющий воды небесные потокам молока Матери-богини.

Солярные знаки как древний символ никогда не помещались выше «верхней тверди», «хлябей небесных», что полностью соответствует космогоническим представлениям о верхнем небе и движении солнца в его размеренном пути по среднему небу.

На полотенцах, изображающих утреннее и вечернее светило, знаки земли могут быть выше солнца: оно еще не взошло. Чаще всего земля изображалась перекрещенным квадратом, как символ плодородия.

Полдневное солнце часто изображалось двойным - как древний символ летнего солнцестояния.

Земля или вовсе не изображалась, или использовался маленький символ земли между двумя бегущими сонцами, и он оказывался всесторонне освещенным.

Гороскопы на 2024 год