Сонник
Статьи журнала starfate » Гадания - сборник » Старинные русские гадания

Старинные русские гадания

Старинные русские гадания популярны до сих пор. Полуязыческий, полухристианский строй верований, понятий и образа народной жизни наложили свой отпечаток и на гадальные ритуалы русской деревни.

Большинство старииных русских гаданий приурочивалось к большим и малым годовым праздникам церковного календаря, перекликавшимися со старинными языческими действами.

Причем в народной религии было принято отмечать праздники «вместе» со всеми существами, населяющими Мать сыру землю, независимо от их языческого или христианского «происхождения».

Вот и получалось, что на Пасху славяне вроде как ограждались молитвой и крестным знамением от «нечистой силы» и тут же христосовались с ней! - ведь согласно языческим и народным поверьям, на Пасху даже черти катают крашеные яйца на перекрестках, поскольку это один из излюбленных праздников всех сверхъестественных существ!

Старинные русские гадания. Когда и как гадать?

Есть все основания предполагать, что некогда существовал определенный годовой порядок повседневных, ритуальных, обрядовых и праздничных гаданий. В Древней Руси летосчисление велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира, поэтому Новый год совпадал с астрологическим и отсчет нового календарного года начинался с марта, совпадая со временем пробуждения природы и новым циклом земледельческих крестьянских работ.

При Иване III, Великом князе Московском, последним месяцем года считался август, а Новый год начинался 1 сентября. Встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали в России всего лишь 300 лет назад при Петре I.

После принятия юлианского, а потом и григорианского календарей порядок гаданий перепутался, позабылся, кроме того, не следует забывать, что официальная церковь никогда не одобряла «языческие непотребства» и выступала против сохранения элементов языческой обрядности в народной культуре.

Славянский год начинался с Коляды или зимних святок и продолжался до Крещения. Вечером накануне Рождества (свадьба Дажьбога и Марены по языческому календарю) ходили по домам мальчишки и девчонки с «вертепом и звездою» - колядовали.

Читали стишки-щедровки, пели песенки-колядки, за это одаривали их гостеприимные хозяева подарками - сластями, а то и деньгами. Многие исследователи полагают, что коляды носили на Руси не только аграрно-магический и ритуально-поминальный, но и любовно-брачный характер.

Так как гадать на святки считалось к сватовству, сговоркам, рукобитию, отводинам и прочим предсвадебным, свадебным и послесвадебным обрядам.

Старинные праздничные русские гадания

Наши предки гадали во время крещенского сочельника (день Кащея и Белеса); на Масленицу - зимний языческий праздник поминовения, дошедший и до наших дней, - пекли блины, устраивали кулачные бои в память о предках, славили вступивших в брак и символически наказывали холостых и незамужних; потом был пост, совпадавший с языческими воспоминаниями-мифами о том, как шел Дажьбог в царство Кащеево за украденной Мареной; 11 февраля надень Белеса - «коровий праздник», замещенный днем «Власия - сшиби рог с зимы», гадали на животных, кормили коров хлебами и поили их крещенской водой; 18 февраля гадали на день Марены, замещенный днем святой Мариамны-праведной.

В народном календаре она была названа Маремьяной-кикиморой, «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре, а также кикиморе-судьбе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы».

В первой половине марта закликали весну, гадали на комоедицы - праздник пробуждения медведя; всю весну славили Ладу, Лелю, Ярилу, а во второй половине марта поминали усопших, справляли тризны (причем во времена язычества само слово «тризна» имело значение, отличное от сегодняшнего «погребального пира», и означало «бой» или «ристание» - «дра-тися по мертвеци»).

Украинцы до сих пор называют четверг Великой недели «Навським Великднем», т.е. днем навьев - мертвецов.

4 июня на Ярилин день славили бога весеннего плодородия, устраивали празднества, подобные древнегреческим мистериям в честь Диониса. Наконец, с 19 по 24 июня праздновались русалии и день Ивана Купалы - кульминация языческой обрядности, - сопровождавшиеся ритуальными плясками, игрищами, танцами-хороводами, разжиганием костров, пусканием горящих колес, молениям духам вод, купанием в росах...

20 июля отмечался день Перуна с обильными жертвоприношениями, обрядом срывания венков - посвящением девушек в женщины.

В августе отмечались зажинки и дожинки, сопровождаемые разнообразными ритуалами аграрной магии - гаданиями и прочими действами, связанными с началом и окончанием жатвы.

В сентябре наступало время общинных пиров со славословиями Рода и рожаниц, с пением ритуальных песен и питьем меда из ходившей по кругу ритуальной чаши-чары, разнообразными гаданиями, жертвами богам хлебов и животных.

Так как гадать наши предки старались в праздники или накануне их, есть все основания предполагать, что «языческая пятница» была своего рода божеством и покровительницей духов усопших - вот почему главные, ритуальные гадания проводились в ночь с четверга на пятницу.

Многие исследователи видят в этом очередное доказательство двойственности славянских верований. Дело в том, что в европейской, да и в отечественной демонологии четверг считается наиболее благоприятным днем для контактов с «нечистой силой».

Вместе с тем обряд прикармливания и высматривания домового именно в четверг косвенно свидетельствует о том, что в языческой мифологии и магической практике этот день был посвящен духам жилища.

Не сохранилось особых указаний на предмет того, какие же места особенно подходят для гадальных ритуалов, вместе с тем наиболее пригодными считались нежилые темные места - овины, бани, чердаки и подвалы.

Известны гадания, которые надлежало проводить у деревенской околицы, на раскрестках, на росстанях, на погосте, на церковной паперти, на берегу реки, зимой - у проруби, у колодцев и водоемов...

Гадание на Крестопоклонной неделе

Пекут «кресты» в среду и запекают в них кольца, деньги и крест. Кому крест достанется - трудно жить будет или умрет скоро, кольцо - замуж выйдет или женится, деньги - богатым станет.

Гадание на замужество с лентой - кладут под горшок ленту из косы, под другой - кольцо. Кто ленту-косоплетку достанет, той дома сидеть, кто кольцо поднимет, замуж пойдет.

Гадание на Троицу

1. Накануне Троицына дня свивают по венку на каждого члена семьи и в рожь кидают. На Троицу вынимают и в речку пускают; чей венок не поплывет, а сразу потонет, значит пришло ему время умирать.

2. В четверг перед Троицыным днем девицы собираются вместе, чтобы вьюнки завивать - прутья на березе вьюночком оплетают и лентами связывают, венки плетут и на ту березку надевают, после варят на всех кашу и едят. После каши кидают ложки через березу и примечают: куда ложка черенком упадет - оттуда и суженого ждать, туда и замуж отдадут.

3. Перед Троицыным днем собирается молодежь и угощается яйцами и маслом перед тем, как вьюнки завивать; в Духов день вьюнки развивают и в речку бросают. Чей вьюнок поплывет - тому долгую жизнь пророчат.

4. Гадание на замужество в Троицын день - бросают в реку березовые венки и примечают: потонет чей венок - к болезням или смерти, на месте закружится - дома сидеть по избе кружить, поплывет чей венок - к большому плаванью, к отъезду из дому родительского, к замужеству или свадьбе.

Гадания о ведьме

1. Если кого заподозрили в ведьмачестве, то берут нож с изображением креста на рукоятке и бросают через голову -- тогда ведьма откроется.

2. Мажут салом детские башмаки, и тогда ведьмы не могут выйти из церкви, пока в ней находятся дети.

3. Во время обедни на Рождество становятся на скамейку, сделанную из нового дерева и смотрят: кто отвернулся от алтаря - те ведьмы и есть. После чего нужно быстрее идти домой, чтобы ведьмы не настигли и не растерзали увидевшего их сразу же после службы.

4. Если посмотреть в глаза человека обычного - увидишь свое собственное изображение, а ведьму можно узнать по тому, что изображение в ее глазах перевернуто.

Старинные русские гадания. Гадание по звукам

«Слово не воробей, выскочит - не поймаешь», - говорили в народе, наделяя речь и звук чудодейственным свойством предсказывать и изменять течение судьбы. Гадание на будущее с помощью «голосов» было очень популярно на Руси.

Вещими на Руси считались колокольный звон и скрип полозьев, стук топора и звуки, извлекаемые «коловерчением» в снегу...

Главной особенностью гаданий «на крестах» или «росстанях» считалось «припадение» к Матери-Земле, чтобы внимать «ее голосу». Прежде чем «слышать голоса», гадающий должен был ввести себя в состояние некоторого эйфорического экстаза - вращением на одной ноге, движением по кругу и так далее.

Собачий лай

Это гадание на будущеерасскажет о возможном замужестве. Гадание на лай - становятся на взгорке, книзу спиной, набирают снегу в сарафан и сеют из подола, приговаривая: «Полю, полю бел снег, взлай, собачка, у свекра на дворе, у свекрови на печи». После слушают: в какой стороне, на каком дворе собака залает, туда и замуж отдадут.

Гаданье-полотье на хмельнике:

1. Идут на хмельник (место в лесу, поросшее диким хмелем, или огород, где выращивают хмель), набирают сзади в подол снег, полют и приговаривают: «Полю, полю белый снег на собачий след, взлай, собаченька, у свекра - на цепи, у свекрови - на печи, у милого моего - на постельке!»

После слушают: в какой стороне собака залает - в той и жених живет, грубым голосом лаять будет - за старого замуж выходить, тонким - за молодого.

2. Полют снег на хмельнике, набирают в полу снег, после сыплют горстями через левое плечо, приговаривая три раза подряд: «Полю, полю снег, лай, собачка, на чужой стороне», - и слушают, где собака залает.

Гадание со скалкой - колотят скалкой по верее и приговаривают: «Собачка, собачка, залай у свекра на цепи, у свекрови - на печи, у жениха моего - на постели».

Гадание по скрипу

Гадание в бочке-квашенке - трут мутовкой снег в бочке или в опарнице и слушают скрип, будто имя чье раздается, - так и суженого звать-величать будут.

Гадание скрипом - вертят в снегу кол и слушают: имя какое выскрипится - так и суженого величать будут. Еще ворочают оглоблю - тогда подвертка мороженая скрипит и будто бы имя мужское невнятно выскрипывается.

Гадание на санях - трогают на санях полозья и скрип слушают: какое имя проскрипит-выскрипится, так жениха или невесту звать будут.

Гадание с лошадью

Гадание у конюшни - подкатываются по снегу к воротам конюшни рожей кверху со стороны улицы и слушают: начнет лошадь переступать, ходить или фыркать, значит и поезду свадебному скоро быть, если тихо будет - и свататься не приедут.

Гадание у ворот - валятся на снег, подкатываются к соседским воротам и стучат мутовкой - заржет лошадь или зафыркает, значит возьмут в этом году замуж.

Гадание на лошадь - вечером, когда заведут лошадей в конюшню после работы, собираются девки, валятся на снег, подкатываются к воротам и трижды приговаривают: «Добрый конь, скажи - не соври, скажи - не утаи, выйду ль я замуж, али нет?» После примечают: заржет конь, загремит уздой - значит замуж возьмут.

Гаданье-обскакиванье - близ полуночи девушки обскакивают колодец против солнца - три раза на левой ноге и три раза завораживаются: «Место чертово - черт с тобой!».

После слушают: закапает в колодце вода - быть замужем, не закапает - этот год дома сидеть. Перед тем как идти домой - развораживаются: обскакивают колодец по солнцу - три раза на правой ноге и три раза приговаривают: «Богово место - Бог с тобой!»

Гадание у хлебного амбара - ночью близ полуночи идут к житнице, обскакивают ее три раза против солнца на левой ноге и приговаривают: «Место чертово - черт с тобой!» После замолкают и слушают: посыплются хлеба - за богатым жить, послышится заметание - за бедного выходить. Перед тем как идти спать, развораживаются.

Гадание на будущее по звуку

Гадание в риге - идут в крытую ригу и, если есть там немолоченные скирды, выкликивают суждения разные на счет доли своей и судьбы: если на какое из них откликнется - звуком, шорохом или шевелением каким, значит доброму быть, и суждение исполнится.

Гаданье- дутье в замок - идут к амбару и в замок дуют: послышится, будто рожь в сусеках пересыпают, - за богатого идти; послышится, будто кто голиком метет, - бедный муж достанется.

Гадание на паперти - идут в церковь ближе к полуночи и слушают на паперти в замок: услышат «Исайе, ликуй» - к замужеству, «Со святыми упокой» или «Вечная память» - к смерти. Идти нужно одному и ни с кем по дороге не здороваться и не разговаривать.

Гадание по семи картам - кладут семь карт за пазуху и идут к церкви: какое первое слово там услышат, по нему о будущем своем и судят.

Гаданье-подслушиванье под окнами - как доткут девки полотна, так берут доски-ценовницы и идут с ними под окна чужие - подслушивать, загадывая заранее, что люди говорить будут: о хлебе или зерне - к богатству, о лошадях и бубенцах - к замужеству, об одеже или о досках - к смерти.

Гадание на звон - услышав звон в ушах, спрашивают друг дружку, в каком ухе звенит; при этом загадывают желание на исполнение. Правильно отгадают - и желание сбудется.

Старинные русские гадания

Гадания на решете

1. Обыкновенно на решете гадают женщины замужние, и только в том случае, если кого-нибудь заподозрили в обмане или воровстве. Утверждают решето на большом пальце, после отводят руку в сторону и начинают произносить вслух подозрительные имена. На чьем имени решето шевельнется, тот и признается виноватым в содеянном.

2. Сверху решета привязывают ножницы, потом зовут двух человек, чтобы утвердили они концы-кольца на средних пальцах, после чего гадалка-ворожея начинает спрашивать: «Черный украл? Рыжий украл? Седой украл? Пегий украл?...» Стоит только решету завертеться - смотрят, после какого вопроса, после чего начинают толковать гадание и выяснять - кто правый, а кто - виноватый.

Гадание на псалтыри

В древней Руси вещими считали довольно интересные гадания на пcaлтыре, а делались эти гадания следующим образом:

1. Пишут вопрос на листке бумаги, произвольно открывают псалтырь и вкладывают в него записку, примечая псалом, на котором открылась книга. Берут ключ, вкладывают его в книгу - стержнем с вырезами внутрь, кольцом - наружу.

Крепко связывают веревкой или бечевой, чтобы псалтырь не раскрылся и ключ не выпал, привязывают кольцо к веревке и надевают на указательный палец гадающего.

После чего ворожея начинает читать известный ей псалом. Завертится псалтырь на пальце - гадание удалось, все сбудется к лучшему, не завертится - худой знак.

2. Гадающий задает вопрос, произвольно открывает псалтырь и читает открывшийся псалом, после чего ворожея-гадалка истолковывает ему прочитанное.

Гадание на бобах

Берут ровно сорок один боб и делят без счету на три части. Берут первую часть в левую руку, а правой отсчитывают по четыре боба, откладывая в сторонку, до тех пор, пока в руке не останется три, два или один боб. Остаток кладут в первую линию - рядом с первой частью.

Берут третью часть, отсчитывают по четыре боба и кладут остаток в первую линию - рядом с третьей частью. Составляют вторую линию из бобов, отлагаемых в сторонку, - и тоже в три порядка. Третью линию составляют тоже в три порядка, но без счету, - из бобов, оставшихся после первых двух линий.

Второй порядок в первой линии - это голова, третий порядок в первой линии - это рука; второй порядок во второй линии - сердце, третий порядок в третьей линии - ноги.

По «голове» судят о настроении и учености, по «руке» - о бедности или богатстве, по «сердцу» - о радости или печали, по «ногам» - о получении посылки, о предстоящем путешествии, об исполнении желаний.

Чет в гадательном порядке предвещает препятствие или преграду на пути исполнения желания, нечет - успех, удачу, благоприятствование в делах.

Гадание на воде

Обыкновенно гадают по понедельникам, однако лучшее время для гаданий - четверг. Используют водогадание главным образом для уличения похитителя-вора.

Собирают в одном месте заподозренных и подозрительных людей, ставят на стол чашку с водой, после чего водогадательница пишет имя каждого на листках бумаги и бросает записки в воду. Чья записка не потонет, а заскользит по поверхности, тот и признается виноватым.

Гадания о будущем молодоженов

«Скрыванье» - как приходит время молодым идти в подклеть (нижний этаж деревянного дома), в горнице дружка завертывает пирог в один конец полотенца, а другой - со стола опускает. По тому, как скатится пирог, угадывают, сын или дочь народятся: верхом вниз - дочь, вверх - сын. Вот почему и называют это гадание на рождение ребенка - скрываньем.

С помощью каравая можно провести простое гадание кто родится - спустятся молодые в подклеть и улягутся, так дружка каравай по горбу девкиному скатывает. Ляжет хлеб верхнейкоркой вниз - девка родится, нижней- парень.

Гадание на рождение ребенка за «красным столом» - на второй день свадьбы - за «красным столом» зачинает дружка хлеб рушить и на стол кидать. Упадет первый кусок горбушкой вверх - ждать им первенца-сына, вниз - дочь.

Гадание кто родится на калаче - берут молодые калач с обеих сторон и тянут в разные стороны. Чья половина больше окажется, тот и будет в семье верховодить.

Тещино гадание - ставят посреди невестина двора квашню, покрывают скатертью, кладут сверху хлеб и ставят склянку. Невестина мать встречает молодых, едущих из церкви, в вывороченной наизнанку шубе, сидя наухвате, кочерге илиже метле. Скачет навстречу им подвору с горшком с водой и овсом. Все это дарит она зятю. Тот должен вылить воду с овсом на гриву коня и отдать пустой горшок дружке. Бросит дружка горшок в сторону, и если он разобьется - сын первым родится, уцелеет - дочка.