Сонник
Статьи журнала starfate » Астрология здоровья и красоты » Астрология и здоровье человека » Десятый дом гороскопа. Формирование и перестройка личности вокруг нового центра

Десятый дом гороскопа. Формирование и перестройка личности вокруг нового центра

Формирование и перестройка личности вокруг нового центра. Подойдя вплотную к пониманию многомерности личностной сущности человека, Ассаджиоли предлагает на базе глубинного постижения собственного «я» и с помощью терапевта налаживать более гармоничные взаимоотношения с самим собой. Он говорит, что, интуитивно чувствуя себя единым целым, человек обнаруживает в себе внутренний раскол и приходит в замешательство, не умея понять ни себя, ни других, часто испытывая неудовлетворенность, неуверенность и неустойчивость в своих настроениях, мыслях и действиях.

Называя такое состояние человека «внутренним рабством», Р. Ассаджиоли предлагает осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию и постичь подлинную самость, пройдя следующие стадии развития: глубокое познание своей личности, контроль над различными ее элементами, выявление или создание объединяющего центра, возможное при постижении своей истинной самости, формирование личности вокруг нового центра; на данном этапе, собственно, и происходит психосинтез. Первый этап развития- глубокое познание своей личности, Ассаджиоли отдает себе отчет в том, что для того, чтобы действительно понять себя, человеку необходимо сначала «бесстрашно спуститься в преисподнюю низшего бессознательного, чтобы выявить те темные силы, которые в свое время обольстили нас и теперь нам угрожают».

Таким образом, Ассаджиоли, как и З.  Фрейд, считает вытесненные из сознания детские переживания причинами различных психологических комплексов и неврозов и предлагает с помощью психоанализа осветить сознанием унаследованные или усвоенные в младенчестве мыслеобразы, страхи и конфликты, которые истощают энергию человека. Как видим, Ассаджиоли отдает психоанализу не основную, а подчиненную роль, способствующую подготовке клиента к основной терапевтической работе- синтезу.

На этом этапе исследования низшего бессознательного заканчивается чистый психоанализ, и Ассаджиоли предлагает заняться с пациентом исследованием областей среднего и высшего бессознательного. «Благодаря этому, - говорит Ассаджиоли, - мы обнаружим в себе неизвестные прежде способности, свое истинное призвание, свои высшие потенциальные возможности,... которые мы подавляем из- за непонимания и предубежденности или страха».

Контроль над различными элементами личности- следующий этап осознания глубинной сущности своей личности. Технически он состоит из двух основных элементов: деидентификации и работе над субличностями.

Наиболее эффективным методом для достижения этой цели Ассаджиоли называет метод деидентификации. В его основе лежит психологический принцип о том, что над нами властвует все то, с чем мы себя идентифицируем.

В этом принципе, по справедливому наблюдению автора, заключается секрет нашей свободы и несвободы: «Мы сами налагаем на себя то или иное ограничение и заковываем себя в цепи. Каждый раз, когда мы говорим " в унынии ", мы отдаем себя во власть депрессии».

Если же мы разотождествляемся со своим состоянием, то, как говорит Ассаджиоли, «бдительное " я " может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния и гнева, может увидеть их причины, предусмотреть их нежелательные последствия и осознать их необоснованность».

Работа терапевта на этом этапе заключается в том, чтобы помочь клиенту понять, что, например, неудачи или болезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами: «я обладаю телом, но я не есть тело».

Например, человек, отождествляющий себя с образом большого начальника и незаменимого специалиста, с выходом на пенсию утрачивает возможность выступать в этой роли и очень болезненно реагирует на свой возраст и связанные с ним социальные изменения. В конце концов, это может привести к личной катастрофе. В данном случае уместно осознать свое новое место и в обществе, и в семье, и найти себе новое применение. Второй метод, входящий в процесс контроля над личностью, - работа с субличностями. У каждого из нас несколько субличностей, причем, чем их больше, тем духовно богаче сама личность. Так, наше восприятие себя как ребенка отличается от нашего восприятия себя как родителя. Субличности могут дружить между собой, но могут и конфликтовать. Чтобы жить в мире с самим собой, нужно навести порядок между субличностями. Психотерапевт работает только с конфликтующими между собой субличностями, обостряющими психологические проблемы. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту разотождествиться с одной из субличностей и отстраниться от нее, осознав, что данная субличность не заполняет его целиком.

Именно поэтому Р. Ассаджиоли придает такое большое значение постижению человеком своей истинной самости и созданию объединяющего центра. Это необходимый этап духовной работы, направленный на то, чтобы объединить низшую самость с высшей самостью.

Как полагал Ассаджиоли, истинное «я» представляет собой стержень личности, чистое сознание, свободное от влияния субличностей. По справедливому замечанию Ассаджиоли, этот процесс при благоприятных условиях может протекать естественно, в ходе внутреннего роста, но часто этот процесс идет очень медленно. Его можно ускорить путем целенаправленного действия и применения активных методов.

Так, промежуточными стадиями является создание идеального образа совершенной личности. Для одних таким идеалом может стать художник, для других- философ, ученый, для третьих, как говорит автор, больше подойдет идеал хорошего отца или матери. То есть Ассаджиоли рекомендует сформировать некий внешний образ желаемой и наиболее привлекательной сущности своего истинного «я» как основу будущего объединяющего центра. Несмотря на то, что этот образ- придуманный, человек, не теряя себя полностью в другом объекте, постепенно освобождается отличной ограниченности, постигая себя через посредство другого человека. В любом случае такая проекция своего центра вовне может какое- то время служить удачной формой опосредованного самопостижения.

Р. Ассаджиоли при этом подчеркивает, что роль психотерапевта заключается в том, чтобы помогать в выборе реального идеального образа. При этом человек не должен стремиться стать полной своей противоположностью, новая личность должна строиться из имеющихся в распоряжении человека ресурсов.

Формирование личности вокруг нового центра- этот этап и есть собственно психосинтез, позволяющий психотерапевту построить вокруг объединяющего центра новую, органичную и внутренне согласованную личность. Таким образом, предлагается идентификация себя со своим идеальным образом ( перевоплощение в этот образ).

Эта серьезная работа предполагает использование двух методов создания идеальной формы, которые зависят от типа психики человека: экстравертности или интравертности. Человеку, который способен ясно представить свою цель, прежде всего нужно мысленно представить ту новую личность, к созданию которой он стремится, и ясно осознать возникающие перед ним задачи. Необходимо, чтобы это представление было достаточно реалистическим и осуществимым хотя бы отчасти. Людей этого типа Ассаджиоли предостерегает от косности и неумения видоизменяться.

Люди с более пластичной психической конституцией, которые во многом руководствуются предчувствиями, полагают, что они смогут достичь большего в жизни, если устранят свое сопротивление Высшей силе. Приверженцев этого метода автор предостерегает от чрезмерной пассивности и безответственности.

После определения идеальной формы начинается практический психосинтез, включающий три главные части: использование всех энергий, развитие недостающих или недостаточно развитых сторон личности, согласование и соподчинение различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности.

Конструктивное использование всех энергий предполагает, во-первых, вскрытие различных комплексов и причин неврозов, позволяющее высвободить энергии бессознательного, перевод этих энергий в целенаправленный процесс на пути к идеальной модели личности, и, во- вторых, высвобождение энергии личного стремления человека к самосовершенствованию и слиянию со своим высшим «я».

Осознав идеальную модель личности, человек должен доразвить в себе некоторые ее элементы. Здесь, по мнению Ассаджиоли, возможен как внешний ( реальное формирование или совершенствование отдельных черт путем тренировки), так и внутренний ( самовнушение) пути.

Создание устойчивой структуры личности, то есть гармонизация структуры личности, - завершающий этап психосинтеза, помогающий «поставить на место» все составные элементы личности. Для этой работы Ассаджиоли и его последователи разработали целый ряд интересных упражнений. Таким образом, мы видим перед собой цельную психологическую теорию, согласованную с психотехническими методами. По определению Р. Ассаджиоли, психосинтез является «динамической, даже драматической концепцией нашей психической жизни, представляющей непрерывное взаимодействие и борьбу множества... сил с объединяющим центром, который... пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать». Определяя стадии и методы психосинтеза, Ассаджиоли в то же время не требовал строгой последовательности их прохождения. Он писал, что «Живой человек- не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы психосинтеза можно начинать одновременно с разных точек, с разных сторон, а разные методы... можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать... ».