Сонник
Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » Что такое движущие силы мироздания в аюрведе?

Что такое движущие силы мироздания в аюрведе?

Движущими силами мироздания являются три силы, действующие в этом поле сознания. В аюрведе эти силы, или фундаментальные свойства вселенной, именуются гу-нами. Первая гуна, саттва, есть чистая сущность реальности, то, что Чопра называл «импульсом к развитию»; вторая, тамас, - это сила инерции, «импульс к сохранению в неизменном виде»; третья, раджас, - сила перемен, сила движения или «действие ради действия». Эти три гуны также представляют собой, соответственно, три начала природы: созидательное, охранительное и разрушительное. Их взаимодействием порождается и поддерживается эволюция - то есть последовательное развитие жизни. Не бывает прогресса и роста без деятельности, а деятельность - это функция гун. Как поясняет Махариши Махеш Йоги в своём комментарии к одному из ведических текстов, «Бхагавад-гите», раджас - это «побуждение» к действию; сат-тва и тамас «поддерживают направление движения»; а все три гуны сообща формируют процесс роста. Вот что он пишет дальше:

Чтобы процесс продолжался, необходимо, чтобы в нём присутствовали стадии, а каждая стадия, сколь угодно малая по длительности во времени и протяжённости в пространстве, нуждается в силе, которая поддерживала бы. её, и в другой силе, которая способствовала бы переходу на следующую стадию. Сила, которая способствует переходу на следующую стадию, есть (саттва), а (тамас/ есть сила, которая сдерживает или замедляет процесс с целью удержать уже достигнутое состояние, дабы оно стало основой для следующей стадии.

Как действуют гунны?

Все три гуны с необходимостью присутствуют во всякой вещи, ибо ни одна из них не может действовать без двух остальных. Однако во всякий данный момент времени какая-либо одна гуна может проявляться сильнее других. Вот почему в аюрведе тонкие характеристики вещей и явлений иногда описываются через соотнесение с какой-либо конкретной гуной. Например, пишу, состояние ума или деятельность человека называют саттвичными, если в них по преимуществу проявляются качества чистоты и ясности и если они оказывают животворное и гармонизирующее влияние; ра-джастичными, если в них проявляются качества изменения и разрушения и если они оказывают стимулирующее, отвлекающее или истощающее влияние; и тамас-тичными, если в них проявляются качества инертности и тяжести и если они оказывают притупляющее и замутняющее влияние. Сходным образом, саттвичный ум активно действует, стремясь к прогрессу и созиданию, тамастичный - склонен к бездействию и сохранению статус-кво, араджастичный - привержен деятельности ради самой деятельности.

Динамическое взаимодействие трёх гун порождает весь мир в его бесконечном разнообразии. Именно гуны - те силы, благодаря которым единое (чистое безграничное сознание) становится многим (преобразованиями и сочетаниями всех элементов проявленного мира). В этом смысле мироздание есть вечно эволюционирующее проявление всё тех же основных энергий: каждый слой бытия - не что иное, как сознание, творящее само из себя с помощью гунн. Так вам легче будет понять, почему правила аюрведы нередко кажутся всего лишь различными вариациями одной и той же исходной темы. Как вы видите, фактически так и есть: на каждой фазе творения воспроизводится первоначальный процесс рождения проявленной вселенной из непроявленного сознания, совершающийся под действием гун. Несмотря на то что вещи отличаются друг от друга по форме и функциям, их фундаментальная составляющая (сознание) всегда одна и та же, и силы (гуны), творящие их, также неизменны. Вспомним для сравнения, что лёд, вода и пар в основе своей состоят из одних и тех же молекул Н2О, принимающих различные формы, отражая одно и то же базовое начало - тепловое движение. Как молекулы одного типа образуют три различных агрегатных состояния вещества за счёт того, что движутся с разной скоростью, так и сознание под действием гун образует всё бесконечное разнообразие проявленного мира и, в том числе, все формы жизни.