Сонник
Статьи журнала starfate » Значение цветов » Цвета в античные времена?

Цвета в античные времена?

В античные времена умы людей были заняты созданием новых философских идей. Где-то шли кровопролитные войны, а совсем рядом ученые мужи открывали.

Греция прославилась своими великими философами. Развивая учения друг друга, вступая в споры, разрешая противоречия, они создавали греческие (да и не только греческие) культуру и науку на протяжении столетий. Цвет все это время стоял на службе у философии. А может быть, философии это просто казалось?..

Демокрит, основоположник атомистического учения, с большим интересом занимался проблемой цвета. Он даже написал трактат «О цветах», в котором выделил четыре основных цвета: белый, черный, красный и желто-зеленый. Белое - это то, что гладко, как внутренняя поверхность морской раковины, то, что прозрачно и не создает теней. Черное противоположно белому. Оно шероховато, неровно, беспорядочно и вызывает тени. Красное - нечто густое и большое, накапливающее тепло. Желто-зеленое - это смесь плотного и пустого. При смешении основных простых цветов получаются иные, более сложные. Так, золотистый - это смесь белого и красного. А при смешении красного, белого и черного (при большой доле красного и малых долях белого и черного) получается пурпурный цвет. Как видите, теория Демокрита во многом лишена материальных опор и в целом не связана с миром реальных объектов.

Аристотель подошел к цвету с практической точки зрения. Он провел ряд экспериментов, таких, например, как прокаливание земли или сжигание различных материалов. На основе наблюдений он выделил три основных цвета и придал им символические значения. Таким образом, к белому цвету были отнесены земля, воздух и вода, к желтому - огонь, а к черному - распад, неравновесие, переходность состояний.

Платон в своей философской системе отошел от зрительного восприятия цветов. Он говорил об их умозрительном происхождении и абстрактной сущности. Так, синий цвет представлялся ему божественным, красный - мужественным, а желтый - женственным.

Древний Рим

Древние римляне не слишком расширили диапазон почитаемых прежде цветов. Основными по-прежнему считались белый (цвет величия и благородства), желтый (цвет Аполлона, бога солнца), красный (цвет Марса, бога войны) и синий (цвет Юпитера, повелителя неба). Значимым считалось сочетание белого с красным. Император, выезжающий в пурпурном одеянии на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, производил сильное впечатление. Тепло относились римляне к зеленому - цвету Венеры, богини любви и красоты. Однако зеленый считался чисто женским и в мужской одежде являлся признаком излишней изнеженности.

Что носил император

Римская благородная тога - своего рода плащ. Это кусок материи приблизительно 6 метров в длину и 1,5-2 в ширину, оборачиваемый вокруг тела. Один свободный конец тоги перекидывали через плечо.

Руки и ноги до колен оставались открытыми. Носить тоги позволительно было лишь людям высокого происхождения. До сегодняшнего дня бытует выражение «рядиться в тогу», то есть выдавать себя за того, кем ты нам самом деле не являешься. Цвет тоги был очень важен, поскольку сразу указывал на принадлежность человека к тому или иному сообществу. Так, император, и только он, носил пурпурные тоги, порой расшитые золотом. Граждане, имевшие высшие государственные должности, надевали белые тоги с пурпурной полосой по краю. Простые белые тоги, «кандиды», позволительно было носить тем, кто ожидал утверждения в должности. Именно отсюда и произошло известное нам сегодня слово «кандидат».