Сонник
Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » Что такое человеческий голос с точки зрения древних индийских мудрецов?

Что такое человеческий голос с точки зрения древних индийских мудрецов?

Древний мудрец Бхарата, первый и самый выдающийся индийский авторитет в области эстетики и сознания, учил, что поскольку человек способен воспроизводить первозданные звуки и поскольку человеческий голос - это первый «музыкальный инструмент», то все прочие инструменты и искусства должны подражать человеческому голосу. Как пишут Реджинальд и Джамила Мэсси в книге «Музыка Индии», Бхарата проиллюстрировал эту идею рассказом о некоем царе, который захотел изваять статуи божеств и обратился к Бхарате за советом. «Чтобы понять законы ваяния, - ответил Бхарата царю, - ты должен изучить законы живописи. Чтобы понять законы живописи, ты должен изучить искусство танца. А это, - завершил он, - будет нелегко, если ты сперва не освоишь законы игры на музыкальных инструментах». Царь начал терять терпение. «Так преподай мне законы игры на музыкальных инструментах!» - потребовал он. Но Бхарата ответил: «Чтобы понять законы игры на музыкальных инструментах, ты должен сперва изучить законы пения. Это - основа всех искусств». Царь склонился перед мудрецом и попросил наставить его в этом возвышенном искусстве.

Идея Бхараты

Идея Бхараты, заключающаяся в том, что человеческий голос - это главный инструмент и что все искусства должны подражать этому образцу, стала основой для развития раги - классической формы индийской музыки. И хотя восстановить равновесие дош можно при помощи музыки многих культур, для начала мы должны рассмотреть ведические представления о природе звука - истоки аюрведической звукотерапии. Мы уже говорили, что первозданные звуки ведических мантр и песнопений - мощные средства поддержания здоровья и красоты. Однако вся классическая индийская музыка в той или иной степени отражает аюрведический принцип, гласящий, что звук - это первая, а следовательно, самая мощная форма выражения сознания. Уникальное звучание раги рождается из цельного мировоззрения, изложенного в Ведах.