Сонник
Статьи журнала starfate » Древние тайны аюрведы » Что такое беспристрастное отношение в аюрведе?

Что такое беспристрастное отношение в аюрведе?

Когда мы беспокоимся о результатах действия, часть внимания неизбежно устремлена в будущее. В результате ум разделяется, и действие оказывается слабым. С другой стороны, когда мы освобождаем ум от ожиданий, внимание может полностью устремиться на выполняемую задачу, а это - гарантия успеха. Однако избавиться от заботы о результате - не значит избавиться от желания достичь цели. Желание - стимул всякого созидания. Разве стали бы мы что-то делать, если бы не стремились к исполнению желаний (хотя бы таких простых, как желание утолить голод)? Как уже говорилось, чёткое видение цели - необходимая предпосылка действия и достижения. Но привязанность к цели, напротив, мешает нам достичь её. Ведическая мудрость гласит, что сосредоточенный ум не равнодушен к победе или поражению, но беспристрастен, и эта беспристрастность - верный путь к блаженной жизни.

Контроль над результатами действий - чистая иллюзия

Идея беспристрастного отношения к успеху или неудаче радикально противоположна той ориентации на успех, которая присуща современной западной культуре. Живя в обществе, жаждущем власти любой ценой, мы полагаем, будто контроль - а точнее, контроль над результатами действий, - это самое мощное оружие в игре жизни. Мы думаем, будто контроль гарантирует нам исполнение всех желаний, и в этом смысле отождествляем его со счастьем. Даже исследования в области психосоматической медицины показывают, что чувство контроля - решающий фактор в снижении пагубных эффектов, которые оказывает стресс на здоровье. Так почему же мы советуем отказаться от контроля? Потому что «ты властен лишь над самим деянием, но не над его плодами», - как говорит Арджуне Господь Кришна в «Бхагавад-гите». Иными словами, мы обладаем неограниченной властью только над своими мыслями, целями и вниманием, а также над решениями о том, как это всё применять на практике. До некоторой степени мы можем контролировать также сами физические действия, которые мы выполняем, а средство этого контроля - полное сосредоточение внимания на задаче. Но в остальном любое чувство контроля над нашим условным существованием - чистая иллюзия. Нам только кажется, что стресс возникает из-за чувства недостатка контроля над возможностью получить то, чего мы хотим. На самом деле причина стресса - ошибочное представление о том, что такой контроль вообще доступен человеку. Мы не можем контролировать силы природы - они действуют в соответствии со своими собственными законами. Не обладаем мы и всеведением, которое понадобилось бы для того, чтобы предвидеть, как сложатся по отношению к нашей цели все многообразные события, способные обеспечить нам успех или, напротив, воспрепятствовать ему. Над своими действиями мы действительно властны, и на нас лежит ответственность за контроль над ними. Но лишь осознав, что над конечным результатом этих действий мы не властны (равно как и над любыми результатами, полученными в прошлом), мы сможем по-настоящему освободить ум для сосредоточения его на настоящему моменту. А настоящий момент - это единственная точка, в которой мы на самом деле можем контролировать свои действия и испытывать блаженство. «Живи не ради плодов своихдеяний, но и не привязывайся к не деянию», - наставляет Арджуну Господь Кришна. Во что бы то ни стало действуйте - действуйте со страстью и сочувствием, - но при этом полностью отдавайтесь радости деяния, освободившись от хотения (пусть ожидания уступят место предпочтениям: будьте готовы ко всему, но ничего не ждите, как советуют Юан и Линч), - и тогда вы будете испытывать полноту блаженства в каждый миг, каковы бы ни оказались конечные результаты ваших действий. Это - абсолютное преуспевание и залог абсолютной красоты.