Сонник

Астрология как наука

«Астрология представляет собой сочетание двух наук: астрономии и соответствий. Они взаимосвязаны, как кисть руки и перчатка; первая изучает солнца, луны, планеты, звезды и их движение, а вторая - духовное и физическое влияние тех же небесных тел: прежде всего друг на друга, затем на Землю и наконец на человеческий организм». Хотя этот закон соответствий целиком взят у Эммануэля Сведенборга, он выводится из принципа герметизма «что вверху, то и внизу». Герметизм базируется на вере, что каждый человек - микрокосм во Вселенной (в макрокосме). Движение планет по зодиакальному кругу приводит эти соответствия в действие. Только в XX веке некоторые астрологи отказались от герметического подхода, хотя большинство полагаются на него и по сей день.

Принадлежа и к миру оккультизма, и к миру науки, астрология пыталась позаимствовать из обоих все самое ценное. В качестве науки она была такой же современной, как новейший научный журнал, настроенный на волну будущего.

В качестве оккультного учения она допускала «религиозные» утверждения о месте человека в мире значений, целей и нравственных принципов. Как минимум, эти утверждения могут уходить не очень далеко от размышлений о сущности жизни, но если делать естественные выводы, то астрология ведет прямо к звездной религии.

Даже наиболее светские астрологи прекрасно сознавали, что предлагают религиозную альтернативу христианству. Олни Ричмонд провозглашал ненаучной традиционную веру в Создателя, которого он рассматривал как условность, удобную для тех, кто притворяется, будто передает людям «директивы» Всемогущего. «Неопределенное божество и далекие небеса, - говорила Элеонора Керк, - утратили свою притягательность. Животворящий дух вдохнул в тех, кто имеет уши, чтобы слышать, и сердца, чтобы чувствовать, мысль о наступившей Вечности и о том, что Бог и небеса существуют в душе каждого человека». Бог астрологов представлял собой обезличенную, но грозную силу, принцип порядка и причинной обусловленности. Батлер называл Бога «причиной существования мира».

Таким образом, астрологи заменили традиционное христианское мировоззрение картиной, включающей Бога, природу и человечество, неразрывно связанные паутиной соотношений. Бога немыслимо представлять в виде кого-то или чего-то, отделенного от человеческих существ. Как утверждал Ф. М. Лаптон, каждый человек наделен душой, дарованной Богом, и «является неотъемлемой частью Великого». Такой монистический подход, занимавший центральное место в астрологической метафизике XIX века, был перенят сообществом оккультистов и стал основным принципом течения, недавно получившего название «нового религиозного сознания».